Путеводители и где брать полезную информацию
Путеводители – краткий обзор попавших мне в руки
Поправки и добавки к путеводителю «Афиши» по Флоренции
Турбюро
Тоскана
Эмилия-Романья
Питание и продукты
Флоренция
Болонская кухня
Вино (не только Кьянти)
Birra Italiana
Шопинг
Когда распродажи
Такс-фри
Стоит ли покупать ювелирку на Понте-Веккьо
Адреса аутлетов Тосканы
Магазинные улицы Флоренции
Косметические магазины
Универмаг La Rinascente во Флоренции
Перчатки
Что привезти из Тосканы
Что взять с собой в поездку
Музеи Италии
Рим и Ватикан
Ватикан
Галерея Боргезе, Палаццо Барберини
Капитолийский музей
Колизей и Палантин
Флоренция
Как самостоятельно попасть в галерею Уффици
Шпаргалки
Все работы Микеланджело в Риме и Флоренции
Все работы Караваджо в Риме
Занимательная библиография
Художественная литература об Италии
Научная литература
Виза
Перелеты
Бронирование отелей по всему миру
Общественный транспорт
Поезда по Италии
Покупка билетов на поезд
Расписание автобусов Римини-Сан-Марино
Как ездить от Римини в самые «туристические» города Италии
Как спросить дорогу без знания итальянского языка
Итальянские города (те, которые на итальянском называются / пишутся немного непривычно)
Путеводитель мы с собой брали один – «Афиша» по Флоренции, автор Ольга Гринкруг, в конце которого приведен раздел «Вокруг Флоренции», то бишь немного о Тоскане. На самом деле немного – про чудесные Пизу, Лукку, Сан-Джиминьяно, Ареццо написано до обидного мало, а про Сан-Миниато, Пистойю не написано вообще. Надеюсь, что я своим рассказом смогу несколько дополнить этот раздел.
Можно дополнительно почитать:
http://en.wikipedia.org/wiki/Toscana
http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_World_Heritage_Sites_in_Europe#Italy
http://www.tuscany-charming.it/en/places
Кроме того, почти у каждого города есть сайт на английском, и я после рассказа о каждом городе соответствующие ссылки привела.
В каждом посещенном нами итальянском городе есть турбюро, да не одно (а в Лукке их, к примеру, аж 7), где бесплатно выдадут карту города, на которой отмечены все достойные вашего внимания объекты.
В дополнение можно изучить сайты городов, которые хотите посетить – у каждого итальянского города есть свой сайт, где все расписано, а у некоторых (навскидку - у Пизы) даже интерактивные карты города есть. У Равенны на сайте даже можно осмотреть уникальные мозаики каждой базилики.
Возьму на себя смелость дополнить или поправить глубоко уважаемую мной Ольгу Гринкруг (титанический был труд – написать такой здоровский путеводитель). Но, как верно замечено в начале книги, Флоренция – активно меняющийся город, поэтому есть цены/часы работы/кое-что еще, что не было описано, или изменилось.
Итак, приступлю.
Попытка заказа на www.weekendafirenze.com выявила следующие цифры на двоих:
Entrance Price 19.00 € including ticket & pre-sales fees
Online Booking 11.40 €
Exhibition Fee 6.00 € Exhibition La Mente di Leonardo da Vinci
Total price 36.40 €
Итого: 18.20 € с человека.
Реальный билет в музей сейчас стоит 9 евро
На той же странице написано, что Дворик мертвых открыт только с 16 до 18, реально заходили в церковь несколько раз в утренние часы, и Дворик был открыт.
Про это в путеводителе ничего не сказано.
Здесь можно разжиться хорошей картой и задать любые вопросы по местности.
Пиза
1. от вокзала по левой стороне улицы, следуя указателям – 3 минуты пешком)
Пн-пт 9-19, сб 9-13.30
2. Кампо Деи Мираколи
Сан-Миниато (Пьяцца дель Попполо)
Пн-пт 9-13/15.30-19, сб 9.30-13/15.30-19.30
Флоренция (в здании, соседнем к церкви Санта-Мария-Новелла)
Пн-сб 8.30-19, вс, вых 8.30-14
Пистойя (площадь Дуомо)
Пн-сб 9.30-13/15-18.30, вс 10-13/15-18.30
Лукка (7 турбюро, расположенных в центре и в восточных и западных городских воротах вдоль крепостной стены)
9-19
Ареццо (справа у вокзала)
Пн-вс 9-13/15-19
Сиена (площадь Кампо)
Не было там часов работыJ Но думаю, что примерно как везде.
Поджибонси (справа у вокзала)
Пн-вс 9-13/15-18
Сан-Джиминьяно (на площади Дуомо)
9-13/14-18 без выходных
Римини (у вокзала слева)
Не записала – убейте меня. Но если закрыто, то на стенде лежат карты и буклеты, в том числе и на русском.
Удивительно, но при богатых традициях итальянской кухни и вина толпы во всяких там кебабных и макдональдсах имеются, и немалые. И потребление кока-колы такое высокое, что на стенах городов взгляд частенько натыкается на слоганы вроде «Долой кока-колу!» или «Мы против кока-колы!»
В центре Флоренции 1 супермаркет - Standa на via Pietrapiana,в 5 минутах ходьбы от Дуомо и нашего отеля. Работает 8-21, вс 9-21. Хороший выбор ветчины, сыра, фруктов, вина – средний, вино лучше покупать в энотеке. В очередь за колбасой/ветчиной/сыром не встают, а отрывают розовый бумажный талончик справа от витрины, и ждут, пока этот номер не высветится на табло над головой продавца. Некоторые колбасы были толщиной с меня, честное слово! Советую попробовать моцареллу – она того стоит.
Пиццерий в центре тоже немало. Самые вкусные пиццы попадались вокруг Сан-Лоренцо, вот только пока там раскинулся рынок, найти их нелегко – продираясь вдоль стен домов Много питательных точек в здании вокзала, правда, мы там ни разу не ели. Много также ресторанчиков домашней кухни, откуда вкусно пахнет приправами, тут советовать сложно – можно побродить вглубь улочек подальше от туристических мест и присмотреть какое-то поуютнее.
Советую попробовать красное вино, сыры, оливковое масло.
Вряд ли я смогу написать лучше, разве только +1:
«Среди самых популярных местных блюд, прежде всего, хочется отметить: пельмени (тортелли), фарш для которых приготовляют из свиной вырезки, колбасы ветчины, яиц и тертого сыра, отваренные в бульоне из каплуна; домашнюю яичную лапшу (Тальятелле) с заправкой из мясного рагу по болонскому рецепту или с ветчиной; нежные пассателли в бульоне (маленькие колбаски из теста, приготовляемые из тертого сыра, молотых сухарей и яиц) и вареники с домашним творогом. Среди вторых блюд знаменита отбивная по болонски, ассорти из разных типов отварного мяса, заправленное зеленым соусом. Одним из самых прославленных деликатесов города считается "мортаделла'' (тип вареной колбасы), которая не имеет себе равных среди всех колбасных изделий. Не менее почетное место на этом "празднике изобилия" отведено сладостям, среди которых рождественский торт из риса и тертого миндаля и традиционная рождественская сладость Чертозино с орехами, цукатами и шоколадом».
В Эмили-Романье производят красное сухое игристое вино Ламбруско (Lambrusco), имеющее характерный горьковато-фруктовый вкус. Чтобы купить настоящее, обратите внимание на этикетку, и покупайте только то, где написано Lambrusco di Sorbara, Lambrusco Grasparossa di Castelve tro, Lambrusco Salamino di Santa Croce Rosso. Мы не решились везти его в самолете, получали удовольствие на месте. Теперь, правда, думаю – а вдруг везти его все-таки было можно? Кто довез – напишите!
Сыров великое множество, обычно в небольших магазинчиках продают макарошки-сыры-ветчину и вина, вот там мы сыры и брали. Муж очень любит моцареллу, я – бри, попробовали, как оно тут местного производства, плюс местный же подкопченный сыр. Очень достойно
Мы практически не используем для еды и готовки подсолнечное масло, потому из Италии все время везем оливковое. Эта поездка не стала исключением. Я уже писала, что в самой Италии больше всего ценится тосканское масло, им даже дают взятки, но масло производства Эмили-Романьи тоже оказалось очень вкусным. Также советую попробовать местные оливки.
Этот и следующий раздел написаны моим мужем
Вино можно и нужно покупать в энотеках (специальных частных магазинчиках) и в супермаркетах (там сорта подешевле и выбор поменьше). Сравнивать вино в энотеках и супермаркетах бессмысленно – разве только то, что в винных магазинах стоит на входе в больших плетеных корзинах, где недорогие сорта. В энотеках же – весьма достойные сорта и года. Вот так, все вместе Думаю, что советовать что-то неуместно, сортов очень много, вкусы очень разные. Но – если хотите сделать верный выбор, пристаньте к продавцу, обрисуйте свои параметры выбора (цена, примерно сорт, с чем будете пить, вкусовые пожелания), и он обязательно посоветует вам достойную бутылку. Выбирать что-то самому, если вы не сомелье, затруднительно – выбор большой, а если хотите местный сорт, то местные же жители (читай – владельцы магазинов) больше в этом понимают, т.к. потребляли разные сорта неоднократно и в течение долгого времени.
Есть мнение, что вино (например, то же Кьянти), нужно покупать не в регионе его производства, а в другом. Вроде как на месте производства оно будет дороже из-за туристического ажиотажа – местные жители успешно адаптировались к туристическому интересу к их продукции
В этой поездке мы пили Ламбруско (регион Эмилия-Романья) и Кьянти (каюсь, не удержались. Опять же есть мнение, что из кьянти не стоит покупать вино в плетеных корзинках, которое и у нас продается – оно неважного качества. Самое приятное вино мы покупали в одной из энотек в Сан-Джиминьяно – кьянти местного производства.
Ламбруско – красное шипучее вино из Эмилии-Романьи. Как правило, покупать его нужно в Италии – отлично подходит для питья в жаркую погоду как освежающее средство, благодаря небольшому градусу и общей игристости-веселости. Все попробованные сорта оказались очень приятными, отличались они друг от друга сладостью (все в рамках нормального брожения) и сухостью. В общем, попробовать стоит.
Кстати, и вина Сан-Джиминьяно в целом похожи. Отличаются бархатистостью, насыщенностью вкуса. Чем выше цена, тем глубже, ярче, разнообразнее вкус. Обратите внимание на надписи на этикетке D.O.C. и D.O.C.G. – это местные знаки гарантии качества на государственном уровне. Хотя и обычные сорта, наверное тоже очень достойные. Замечу, что мы ниже уровня D.O.C. вина все же не пили
В Италии пиво продается, в основном, в емкостях по 0,33 и 0,66, а традиционные 0,5 встречаются, как правило, в импортных пивасиках. Молодежь здесь частенько выбирает пиво, а не вино, что, учитывая винодельческие традиции, весьма странно. Удивительно, не пиво тоже весьма достойное.
Как я уже убедилась неоднократно, распродажи в Италии – явление, плавноперетекающее из месяца в месяц в течение почти всего года. Самые массовые встречаются в июле-августе и декабре-январе, когда толпы японцев штурмуют виа Кондотти в Риме, а потом стоят стеной в custom service в аэропорту Фьюмичино. Тем не менее, приехав даже не в это пиковое время, можно купить много хороших вещей по хорошей цене – во-первых, это все равно будет дешевле и много качественнее, чем в Москве, а во-вторых, всегда есть возможность купить что-то со скидкой (сезонной, за крупную покупку, или за расчет наличными). Скидки же случаются и весной, и осенью – от 15 до 30%, а на многие местные марки – так и вовсе до 50%. Не забудьте, что на покупку от 155 евро полагается такс-фри. Правда, многие владельцы магазинов предпочитают сделать вам скидку примерно на сумму налога, причитающегося вам, так что, вероятно, имеет смысл пойти им навстречу, и потом не стоять в очереди в аэропорту.
Возврат налога оформляется при покупке от 155 евро в одном месте единовременно. В аэропорту Римини после прохождения регистрации и паспортного контроля идете в следующую за стойкой пограничника дверь справа, и получаете штамп на ваши бумажки, а деньги возвращают в дьюти-фри, есть там такая стойка за парфюмерным отделом.
Вещи должны быть не ношенными (ну или выглядеть неношенными, хотя у нас покупки в натуре ни разу не проверяли), в аэропорту Фьюмичино в Риме, если вы сдаете сумки, где лежат покупки, в багаж, вам нужно отметить наличие этих вещей у специальной стойки за стойками регистрации. Если все эти вещи вы берете в салон самолета, то смело идете сначала через зону досмотра, потом через паспортный контроль. Далее ваш путь должен лежать к воротам С3, именно там расположена стойка таможни, где на ваши чеки ставят штамп. Над стойкой надпись по-английски и по-итальянски: Customs\Dogana.
Справа от таможенной стойки – кассы, где выдают наличные деньги (Cash Refund), советую сразу занять очередь и туда, и туда, потому что народу много, а вам еще по магазинам походить нужно Деньги вас могут направить получать как в соседней кассе, так и в кассе чуть дальше по коридору(Tax Free Premier), буквально через 20 метров. В кассе рядом с таможенной стойкой частенько не хватает мелочи и евро, так что деньги могут выдать в долларах.
Строго имхо, ювелирные витрины на старинном мосту – одна большая приманка, рассчитанная на туристов. Выглядят эти витрины примерно как в Стамбуле – сверкают и переливаются, привлекая взгляды, но по-настоящему хороших, стильных вещей там маловато, нужно долго и упорно ходить и смотреть. К тому же на мосту, как и на любом другом шумном туристском месте, крутятся воришки-карманники. Походите вокруг – на «земле», а не на мосту, расположено много достойных ювелирных магазинов.
Аутлет «Бенеттон» - Пистойя – улица, ведущая от вокзала к центру, в самом начале, справа (по настправлению к центру). Детские шмотки по цене от 3 евро традиционного бенеттонского качества.
Окрестности Ареццо, местечко Монтеварки (Montevarchi), склад при фабрике, где продаются вещи Prada. Вывеска «I pellettieri d'Italia», localita Levanella, тел. 055 919 01, пн-сб 9.30-19.30, вс 10-13/14-20.
Пьян-дель-Изола (Pian dell Isola), localita Santa Maria Maddalena 49, тел. 055 833 13 00, пн-сб 9-19, вс 15-19. Dolce&Gabbana.
Пьян-дель-Изола (Pian dell Isola), bia Pian dell Isola 66/33, тел. 055 83 49 81, пн-сб 9.30-18.30, вс 14.20-18.20. Fendi
И в заключение – неофициальная информация. Так, например, в Сиене увидели плакат с рекламой пригородного аутлета Pratesi – Ambra (ar) Road 540& Radda in Chianti (si). А когда мы ехали в Сан-Джиминьяно из Поджибонси, то на одном из поворотов на выезде из города я увидела вывеску аутлета Crizia.
Via Tornabuoni – бутики, via Calzaiuoli – множество магазинов, via Cerretani – от вокзала к Дуомо, via del Corso – куча магазинчиков. Стоит побродить по дворикам и вокруг этих улиц – там тоже прячутся приятные магазины. Флорентийской маркой является Патриция Пепе, но в Риме она дешевле.
http://shop.intoscana.it/default.aspx?lingua=2
Представлены косметические сети Douglas, Marionnaud, Sefora. Подарки – пробники. В принципе, цены на то, что я смотрела, были такие же, как в Москве. Только в Москве у меня vip-карты всей косметических сетей Правда, здесь а покупку косметики распространяется такс-фри. Есть еще небольшие несетевые, но очень интересные парфюмерные магазинчики.
На площади Республики. 1 этаж – косметика, сумки, заколки, шляпки. 2 и половинка третьего этажа – мужская одежда (галстуки Zegna по 105 евро, яркие Missoni по 90, вязаные от 7, хороший выбор рубашек). Удивительно, но только голубых рубашек я насчитала около 20 видов – в полоску, клетку цветную и однотонную, елочку и куриную лапку… Рубашки были со скидкой 30-50% - от 17 евро.
Терпеть ненавижу традиционные белые рубашки – они напоминают о временах советского дефицита, когда все ходили в жутких темных галстуках, черных костюмах и белых рубашках. Их, на мой взгляд, нужно вообще запретить – они выглядят на редкость уныло. А еще нужно запретить темные костюмы в белую полоску – на активных и смуглых итальянцах - потомках мафиози они смотрятся гармонично, а на мужчинах наших широт странно, к тому же, дешевая ткань и подражание стилю Армани десятилетней давности выглядит убого – ведь столько чудесных оттенков серого для костюмов!
В общем, побродить по магазину стоит, единственное, чего там нет – обуви.
В магазинах Флоренции особенно много перчаток (осенних – итальянского производства зимних я не видела вообще) – по цене от 18 евро за пару. Боже мой, сколько же там цветов! Кажется, невозможно придумать цвет, которого бы тут не было представлено!
Разумеется, строго имхо.
Музеев в Италии, как известно, больше, чем гуталина на гуталиновой фабрике Посетить все их – утопия Более того, увлекшись походами по музеям, вы через некоторое время расхотите смотреть на культурные ценности вообще – проверено Ну а если не боитесь, читайте дальше…
Есть такой волшебный сайт:
http://www.europeancitycards.com
на котором можно узнать, есть ли в интересующем вас городе Европы вообще, и в Италии, в частности, музейные карты городов, дающие скидки на музеи или даже право бесплатного прохода в оные. Кроме музеев карты частенько дают право скидки в ресторанах и на общественный транспорт.
В Италии все несколько сложнее: итальянцы небезосновательно считают, что народ валом будет валить в галерею Уффици, музеи Ватикана и прочие прекрасные итальянские музеи и без всяких там скидок и карт, поэтому на вышеуказанном сайте имеются данные только про Турин и Пьемонт: http://www.europeancitycards.com/categories.asp?catId=67
Тем не менее, имеются локальные карты городов и местностей. Например, итальянский регион Кампанья предлагает туристам свой билет, подробности на http://www.inaples.it/russ/artecard.htm
Знающие люди говорят, что стоимость билета «отбивается» без особых усилий и фанатизма.
Есть волшебный билетик и для Рима: http://www.romapass.it/index_en.html.
К примеру, билет на 3 дня стоит 20 евро, первые 2 музея бесплатно, остальные со скидкой, +бесплатный проезд на метро. Музеи Ватикана в билет не входят.
Афишу событий можно посмотреть на
http://www.romanet.it
Интерактивная карта города
http://www.italycyberguide.com
Старинный путеводитель по Риму и окрестностям
http://www.romeartlover.it
Информация о городском транспорте
http://www.atac.roma.it
Развлечения, гостиницы, рестораны
http://www.timeout.com/rome
Вы, конечно, помните, что по понедельникам большинство уважающих себя европейских музеев, будь то Эрмитаж или краеведческий музей деревни Нижние Мымры, закрыто. Удивительно, но музеи Ватикана – работают. Уточнить время и часы работы, забронировать билет и просто почитать и посмотреть можно на http://www.vatican.va/phome_en.htm
Кроме потрясающих музеев говорят, что стоит посетить сады Ватикана. Прилежно списывая из разных источников, сообщаю: для того, чтобы туда попасть, необходимо заранее подать заявку в туристическое информационное бюро на площади Сан-Пьетро, по почте или по факсу и потом купить на месте билет в этом самом бюро стоимостью 10 евро. В сады пускают в следующем режиме: пн, вт, чт, пт – с 8.45 по 13.20.
Совет: попробуйте подать заявку через туроператора, все-таки человек, живущий в Риме, и составит заявку правильно, и ответ сможет перевести
Ufficio Informazioni Pellegrini e Turisti
Пн-сб 8.30-19.00
06 69 88 44 66
06 69 88 48 66
06 69 88 51 00
На сайте Ватикана www.vatican.va идете по цепочке: Vatican museums - info museums - visitor services - guided tours. Читаете до конца раздел guided tours, там все подробно расписано, а в конце номер факса для заказа экскурсии (06 69 88 51 00). Код Италии 39.
Помните, что в Ватикан пускают только одетых людей, то есть топики, шорты и откровенные сарафаны недопустимы, и просить вас пропустить бесполезно. Правда, находчивые индусы или пакистанцы тут же у входа предлагают штаны и накидки подозрительного вида за несколько евро.
В собор Святого Петра билет покупать не нужно.
http://www.galleriaborghese.it/borghese/en/edefault.htm
В небольшие по площади музеи, как, например, галерею Боргезе, туристов пускают только по предварительной записи, и находиться там можно не более 1,5 часов. Забронировать билет или экскурсию с гидом можно на сайте музея. Советую, галерея стоит того, чтобы ее посетить.
Кроме галереи Боргезе, советую заглянуть в палаццо Барберини, там также очень стоящая картинная галерея. Но ажиотажа там последние 2 посещения не наблюдалось, так что можно попасть и без предварительного бронирования.
http://www.museicapitolini.it/
Одно из тех мест, которые посетить нужно. Хотя бы для того, чтобы увидеть ту самую волчицу из учебника истории Подробности на сайте музея.
http://www.weekendafirenze.com/museidet/colosseo_e.htm
Если вы хотите осмотреть все античные памятники, такие, как Колизей, Палатин, термы Каракаллы, гробницу Цецилии Метеллы (это за несколько километров от Рима, на Апиевой дороге), термы Диоклетиана, крипта Бальби, палаццо Альтемпс и палаццо Массимо, то помните, что вы можете купить в кассе любого из перечисленных мест единый билет за 20 евро, который действует 7 дней. Это очень выгодно, потому что по отдельности вход в каждое место стоит 5-7 евро. А еще билет на Палатинский холм и Колизей стоит 8 евро, и покупать билет лучше именно в кассах Палатина, потому что у Колизея огромные очереди и некоторые предприимчивые товарищи крутятся вдоль очереди и предлагают билеты по повышенной цене.
Бронировать билеты в римские музеи можно также на http://www.rome-museum.com/?gclid=CJvRnLfC0IoCFSoMQgodwTrmgQ
Самый посещаемый музей Флоренции, безусловно, галерея Уффици. Можно стоить полдня в очереди, можно прийти в несезон и пройти свободно, можно заказать билеты прямо на стойке ресепшен в отеле, переплатив пару евро, а можно забронировать билет заранее по инету. Сделать это можно на следующих сайтах:
http://www.weekendafirenze.com/
http://www.florenceart.it/booking/
Там же бронируются билеты на многие остальные музеи Флоренции.
Сайты заказа билетов по Италии
http://www.tickitaly.com/
http://www.itwg.com/museum_list.php?sid=d29d343f0b2cfecb6917286873504b7c
http://www.ticketeria.it/
Если у вас во Флоренции всего 1 день, то не тратьте его на стояние в очереди в галерею Уффици! Лучше погуляйте по городу, например, по маршруту, описанному мной ЗДЕСЬ, и нашпигованному цитатами из «Мук и радостей» Ирвинга Стоуна. Неземной радости от посещения галереи и лицезрения шедевров после многочасового стояния в очереди вы не получите, ну разве что покинете музей с чувством выполненного долга. Зато, выйдя оттуда, будете грустно смотреть, как магазины и церкви закрываются один за другим, а вы туда не попали…
Тем не менее, процентов 80 прочитавших эти строки подумают примерно так: «Что ты понимаешь в настоящем искусстве!» и обязательно пойдут в Уффици (кстати, название галереи пишется так, и никак иначе!). Что ж, приветствую. Сразу выбросьте из головы мифы, которые вам рассказывают в туркомпаниях, о том, что билеты туда нужно бронировать за полгода – это неправда!
Можно, например, внимательно прочитать объявления на ресепешен – вполне может быть, что и в вашем отеле тоже оказывают услугу бронирования билетов в любой музей Флоренции в любой день, начиная с завтрашнего. В нашем отеле это стоило 1 евро с билета.
«Самим билет в любой музей можно заказать по телефону 055 29 48 83 (пн-пт 8.30-18.30, сб 9.00-12.30, €3), E-mail: direzione.uffizi@tin.it, но удобнее делать это через сайт www.florenceart.it/booking или www. weekendafirenze.com». (с) Афиша-Флоренция
Попытка заказа на www.weekendafirenze.com выявила следующие цифры на двоих:
Entrance Price 19.00 € including ticket & pre-sales fees
Online Booking 11.40 €
Exhibition Fee 6.00 € Exhibition La Mente di Leonardo da Vinci
Total price 36.40 €
Итого: 18.20 € с человека.
Реальный билет в музей стоит 9 евро
В любом случае, это лучше, чем стоять в очереди, или не попасть в галерею вообще.
На всякий случай - бронирование билетов в Ватикан
http://mv.vatican.va/3_EN/pages/z-Info/MV_Info_Servizi_Visite.html
Рим
Микеланджело придумал все: от рисунка на мостовой до дизайна и расположения фасадов, ему же принадлежит идея поставить в центре площади статую Марка Аврелия, чудом пережившую средневековые гонения на языческих идолов. Лестница (Кордоната) тоже построена по проекту Микеланджело.
Перестраивая площадь Капитолия, Микеланджело принялся прежде всего
за античное здание конторы соляных пошлин, которое уже несколько веков служило
дня собраний сенаторов и напоминало по виду военную крепость. Микеланджело
превратил это здание в величественный дворец: одухотворенный полет лестниц,
поднимавшихся от обоих крыльев дворца, приковывал взор к парадному входу.
Затем Микеланджело спроектирован два совершенно одинаковых дворца, поместив
их по боковым сторонам площади, в течение столетий служившей рынком. Он
выровнял эту площадь, выложив на ней узор цветным камнем, и теперь раздумывал,
какое именно произведение искусства поставить посредине.
Ему приходил на ум то "Лаокоон", то "Бельведерский торс",
то гигантская каменная голова Августа. Однако все эти изваяния казались
ему неподходящими. И тут он вспомнил бронзовую конную статую императора
Марка Аврелия, которая вот уже несколько веков в полной сохранности стояла
напротив церкви Святого Иоанна в Латеране: верующие считали, что статуя
изображает Константина ,первого императора-христианина. Цоколь, на котором
Микеланджело поместил статую, был так невысок, что великолепный, будто живой
всадник, казалось, находится на одном уровне с народом, заполнявшим пространство
между дворцами, - словно бы Марк Аврелий только что спустился по ступеням
лестницы дворца Сенаторов и сел на своего коня, чтобы скакать по Риму.
(И.Стоун «Муки и радости»)
Само собой, самый великий собор мира строил не только Микеланджело – на стройплощадке успели отметиться практически все главные скульпторы итальянского Возрождения. Но вот купол с окошками (так раньше никто не строил) и опорные столбы придумал именно Микеланджело, после его смерти проект подкорректировали Виньола и Джакомо делла Порта.
Главный смотритель на строительстве собора настаивал на том, чтобы
из Мантуи вызвали Джулио Романо, ученика Рафаэля, и назначили его архитектором
собора Святого Петра. Но папа Павел не хотел об этом и слышать.
- Архитектором будет Микеланджело Буонарроти. И никто другой! - кричал он.
Специально присланный грум позвал Микеланджело в Ватикан. Микеланджело сел
на своего жеребца и поехал. Папа ждал его в окружении полного состава кардиналов
и придворных чинов.
- Сын мой, сегодня я назначаю тебя архитектором собора Святого Петра.
- Ваше святейшество, я не могу принять этого назначения.
В поблекших, но все еще проницательных и лукавых глазах Павла загорелись
огоньки.
- Не хочешь ли ты сказать мне, что архитектура - это не твое ремесло?
Щеки Микеланджело залила краска. Он только сейчас вспомнил, что папа Павел,
в ту пору кардинал Фарнезе, был в этом тронном зале, когда Юлий поручал
ему, Микеланджело, расписывать плафон Систины и он кричал в отчаянии: "Это
не мое ремесло!"
Он жаждал достичь абсолютного равновесия, совершенной линии, плавных
изгибов, объемности, весомости, воздушности, плотности, изящества, бесконечной
пространственной глубины. Он хотел создать произведение искусства, которое
переживет его и останется людям навеки.
Отложив уголь и перья, он принялся лепить из глины - ее влажность и податливость,
думал он, дадут ему куда больше свободы, чем жесткая линия, прочерченная
пером. Шли недели и месяцы, он лепил модель за моделью уничтожая их и делая
новые. Он чувствовал, что уже стоит на пороге открытия: сначала он добился
ощущения монументальности, потом достиг нужных пропорций затем величия и
простоты - и все же модель пока свидетельствовала скорей о мастерстве художника,
чем о возвышенном озарении.
Наконец, пришло и оно, пришло после одиннадцати лет стараний и опытов, одиннадцати
лет мольбы, надежд и отчаяния, успехов и неудач. Купол был рожден. Это был
плод его воображения, слитый, сотканный из всех искусств, какими он владел,
сооружение неимоверно громадное и в то же время хрупкое, как птичье яйцо
в гнезде; легкое, как облако, высотой почти в сто сорок четыре аршина, его
тело обрело те же грушевидные очертания, какие были у грудей "Богоматери"
Медичи, оно летело ввысь, словно музыка, взмывало к небу, будто совсем лишенное
веса. Это был купол, не похожий ни на один другой купол в мире.
(И.Стоун «Муки и радости»)
Делать Сикстинскую капеллу главной достопримечательностью во всех музеях никто не собирался: коллеги Рафаэль и Браманте посоветовали Микеланджело папе, понадеявшись на то, что в живописи флорентиец, многие годы не державший кистей и занимавшийся исключительно скульптурой, наконец провалится и они смогут стать главными гениями при дворце. Надежда не оправдалась: Микеланджело провел четыре года под потолком капеллы, сначала работая с боттегой (бригадой подмастерьев), а потом сбив всю роспись и начав все заново, а когда он оттуда слез, оказалось, что ничего мощнее этих фресок в Риме еще не видывали. Через 22 года знаменитого скульптора и художника снова уломали заняться капеллой: папа поручил ему расписать заднюю стену капеллы. Фреска «Страшный суд» имела такой успех, что ради нее люди специально приезжали в Рим.
- Вы очень великодушны, святой отец, - пробормотал Микеланджело, нетерпеливо
переминаясь с ноги на ногу: мысли его все еще были заняты грудой запачканных
мраморов, которая лежала в нескольких сотнях саженей от этого трона.
- Я буду великодушен и впредь, - с той же горячностью продолжал папа. -
Я хочу поставить тебя превыше всех живописцев Италии.
- ...живописцев?
- Да. Я нахожу, что ты - лучший мастер для того, чтобы закончить работу,
начатую твоими земляками Боттичелли, Гирландайо, Росселли, - ведь я их сам
нанимал расписывать фриз Сикстинской капеллы. Я поручаю тебе завершить их
работу - расписать в капелле моего дяди Сикста плафон.
Среди придворных раздались негромкие аплодисменты. Микеланджело замер, пораженный.
К горлу его подкатила тошнота. Разве он не просил Сангалло разъяснить папе,
что он согласился приехать в Рим лишь для того, чтобы ваять скульптуры для
гробницы? И он вскрикнул, не сдерживая возмущения:
- Я скульптор, а не живописец!
Юлий в отчаянии покачал головой.
- Сколько же надо хлопот, чтобы уломать тебя! Даже покорение Перуджии и
Болоньи далось мне легче.
Мотивы, по которым действовал папа, навязывая Микеланджело этот заказ,
стали до ужаса ясными. Дело было не в том, чтобы написать на плафоне великолепные
картины, которые дополнили бы уже имеющиеся в капелле фрески, а скорей в
том, чтобы замаскировать конструктивные опоры, так неуклюже и грубо соединявшие
третий ярус стены с коробовым сводом. Папа приказал Микеланджело написать
Апостолов, и эти изображения замышлялись лишь ради того, чтобы они притягивали
взор находившихся в капелле людей и тем отвлекали внимание от несуразных
архитектурных форм. Как художник Микеланджело делался теперь не просто декоратором,
но и маляром, замазывающим чужие огрехи.
Сикстинский плафон произвел впечатление, равное тому, которое вызвал в свое
время "Давид" во Флоренции. Художники разных течений, съехавшиеся
в Рим со всей Европы, чтобы помочь Льву отпраздновать восхождение на папский
трон, дали Микеланджело титул, услышанный им когда-то после "Купальщиков",
- "Первый мастер мира".
"Страшный Суд" прянул из мрака подобно циклону и предстал,
осиянный, в мерцающем полусвете огромной капеллы. Судный День стал Судной
Ночью. Три сотни мужчин, женщин, детей, святых, ангелов, демонов, многие
из которых были едва различимы даже при свете дня, выступили вперед, чтобы
стать распознанными и разыграть свою зловещую драму, заполнив пространство
часовни.
Что-то заставило Микеланджело взглянуть на плафон. Вскинув голову, он увидел
господа бога, созидающего вселенную. В уме Микеланджело пронеслись строки
из Книги Бытия:
"И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ея, и дерево,
приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел бог, что это хорошо.
И создал бог два светила великия, светило большее, для управления днем,
и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их бог на
тверди небесной, чтобы светить на землю. И управлять днем и ночью, и отделять
свет от тьмы. И увидел бог, что это хорошо.
И сотворил бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его;
мужчину и женщину сотворил их.
И увидел бог, что это хорошо весьма".
Микеланджело снова вгляделся в огромную роспись, сделанную им на алтарной
стене. И увидел он, что это хорошо весьма.
(И.Стоун «Муки и радости»)
Пьета (Оплакивание) расположена в крайней справа капелле, у входа в собор. Ее найти очень просто – перед толстым непробиваемым стеклом всегда толпятся туристы. Статуя девы Марии с Христом на руках была изваяна 23-летним скульптором, и это единственная работа, которую автор подписал.
«Однажды вечером Микеланджело бродил по храму и увидел, как некое семейство
- отец, мать и их взрослые дети, судя по одежде, говору и жестам, коренные
ломбардцы, - стоит перед его "Оплакиванием". Желая послушать,
что они говорят, Микеланджело подошел к ним поближе.
- Я тебе говорю, что узнаю его работу, - утверждала мать семейства. - Это
высек тот парень из Остено, который делает все надгробные памятники.
Отец замахал руками, словно стряхивая с них высказанную супругой мысль,
как собака стряхивает с себя воду.
- Нет, нет, что ты! Это наш земляк, миланец Кристофоро Солари, по прозвищу
Горбач. Он высек много таких статуй.
Той же ночью Микеланджело тихо шел по улицам, держа в руках зеленую
парусиновую сумку. Он вошел в храм Святого Петра, вынул из сумки и зажег
свечу, вставил ее в проволочную петлю на своем картузе, потом вытащил из
сумки инструменты. Дотянувшись через тело Христа к Богородице, он убедился,
что пламя свечи ровно освещает ее, и поднял резец и молоток. На ленте, бежавшей
между грудей Марии, он быстрыми и изысканно красивыми буквами высек:
"МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ ФЛОРЕНТИНЕЦ СОЗДАЛ". (И.Стоун «Муки и
радости»)
(И.Стоун «Муки и радости»)
С первого взгляда базилика совсем не похожа на средневековую постройку – она похожа на античное сооружение. Так подумали и мы в прошлый наш приезд в Рим и не уделили этой постройке должного внимания – только сфотографировали панораму площади. На самом деле базилика построена на месте терм Диоклетиана – им в Средние веке очень повезло: никто не растаскивал, как это было принято в то время, термы на стройматериалы, и поэтому они сохранились практически целыми.
Проект церкви был поручен Микеланджело – и здание вышло поистине античного эпического размаха, при этом наружные стены не пострадали. А внутри базилика похожа на гигантскую крытую площадь. Внутри ее оригинальные солнечные часы, по которым до XIX века сверял часы весь Рим.
Паломники испокон веков посещают эту церковь ради вериг (цепей) Святого Петра, хранящихся под алтарем, а любители Микеланджело – за рогатого «Моисея». Фигура Моисея должна была венчать надгробие папы Юлия Второго в самом центре собора Св. Петра в Ватикане. Фигуры кругом Моисея делали подмастерья, что очень заметно.
Моисей, прижимающий к себе запястьем руки каменные скрижали, достигнет в вышину около трех с половиной аршинов и будет внушать впечатление массивности вопреки сидячему положению. Однако истинную, скрытую сущность фигуры Микеланджело выявит не объемом, а внутренней ее весомостью, ее структурой. Резко двинув левую ногу назад, Моисей сидел в позе, хранящей динамическое равновесие; монументальная тяжесть колена и икры правой ноги, как бы поглощавшей пространство и устремленной немного в строну, смягчалась круговым движением левой ноги. Круто взлетая, резец Микеланджело с непогрешимой точностью входил в полуторааршинную толщину блока, под остро выпяченный локоть согнутой левой руки Моисея и обвитое венами предплечье. Он как бы вычерчивал плавно летящие линии, устремленные к запястью и указательному пальцу, который приковывал взор к каменным скрижалям, прижатым правой рукой.
(И.Стоун «Муки и радости»)
То, на что все пришли посмотреть, - «Воскресший Христос» слева от алтаря – поздняя работа Мастера.
В капелле расположены бронзовые копии знаменитых статуй: в центре – Оплакивание, как в Сан-Пьетро, по бокам – фигуры Лии и Рахили, что стоят в Сан-Пьетро-ин-Винколи возле Моисея.
Если встать на перекрестке улицы Четырехфонтанов, вы увидите три обелиска: эсквилинский, квиринальский и тот, что у церкви Тринита-деи-Монти, а вот в четвертую сторону открывается вид на построенные по рисунку Микеланджело ворота Пия, прославившиеся тем, что именно через них ворвались в город отряды Гарибальди.
Флоренция
Это символ Флоренции. Оригинал находится в Галерее Академии, его копия стоит на площади Синьории перед палаццо Веккьо, а одну из копий можно увидеть в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве. Есть мнение, что ни одна из копий от оригинала ничем не отличается.
Первые лучи восходящего солнца искоса упали на мрамор - тень его откинулась во всю семиаршинную длину, приняв величественные, фантастические очертания, словно бы на земле распластался некий гигант. У Микеланджело перехватило дыхание, его пронзила мысль о Давиде, о Давидовом подвиге, описанном в Библии. "Вот так, - думал Микеланджело, - должен был выглядеть Давид в то утро, когда он вышел на битву с Голиафом". И этот Давид, этот гигант - разве же он не символ Флоренции!
Он прошел сквозь толпу, чувствуя, как она расступалась, давая ему дорогу.
Он старался разгадать выражение лиц, понять, что тут происходит. Глаза,
глядевшие на него, показались ему у всех необыкновенно большими.
Он подошел к "Давиду", взобрался на пьедестал и начал срывать
бумажки, читая их одну за другой. Когда он читал уже третью, глаза его увлажнились,
ибо все это были послания любви и признательности:
"Мы вновь стали уважать себя".
"Мы горды оттого, что мы флорентинцы".
"Как величествен человек!"
"Пусть никто не говорит мне, что человек подл и низок; человек - самое
гордое создание на земле".
"Ты создал то, что можно назвать самой красотой".
"Браво!"
Вот он увидел знакомый сорт бумаги, тот, что когда-то не раз держал в руках. Он дотянулся до записки, прочел ее:
"Все, что надеялся сделать для Флоренции мой отец, выражено в
твоем Давиде.
Контессина Ридольфи де Медичи".
Она проникла в город ночью, избежав встречи со стражей. Она пошла
на риск, чтобы увидеть его Давида, присоединить свой голос к голосу Флоренции.
Он повернулся и стоял над толпой, а толпа глядела на него. На площади царила
тишина, все молчали. И все же никогда он не чувствовал такого человеческого
взаимопонимания и единства, какие были в эту минуту. Словно бы люди читали
друг у друга мысли, словно бы составляли нечто целое; все эти флорентинцы,
что стояли внизу, обратя на него свои взоры, были частью его, а он был частью
их.
(И.Стоун «Муки и радости»)
Галерея Уффици, вход 8 евро.
«Спящий купидон», «Вакх», «Лия» и «Рахиль».
Палаццо Веккьо, вход 5,70 (для лиц до 20 лет
– 4,30) евро.
«Гений победы»
Галерея Академии, вход 6,50 евро.
«Рабы, разрывающие путы»,
«Пьета палестинская»,
«Давид» (оригинал)
Опера-дель-Дуомо, вход 6 евро (вход сразу за
Дуомо).
«Пьета»
Национальный музей Барджелло, вход 4 евро.
По образцу здешнего дворика делался итальянский зал Пушкинского музея в Москве,
где стоит копия «Давида». Здесь работам Микеланджело посвящена часть зала –
наброски, черновики, и несколько не очень известных работ.
«коленопреклоненные окна» дворца Медичи-Рикарди – изобретение Микеланджело. Вход в палаццо – 4 евро.
Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо: проект капеллы, плюс надгробия герцога Медичи и его сыновей со скульптурами «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», рядом «Мадонна с младенцем»; возле капеллы Микеланджело была спроектирована Библиотека Лауренциана, обратите внимание на монументальную лестницу, спроектированную Мастером же. Вход – 2,50 евро.
Капелла Торнабуони в церкви Санта-Мария-Новелла – стены покрыты фресками работы Гирландайо и его боттеги. Это самая первая работа Микеланджело, но вычленить, что именно написано им, вряд ли возможно. Вход – 2,50 евро.
форт в садах Боболи, постепенно превратившийся в декоративную террасу с розами, откуда открывается сказочный вид на окрестности. В гроте Буонталенти – копии «Рабов». Вход в сады – 2 евро.
Бенедиктинский монастырь близ церкви Сан-Миниато – во время осады 1530 года Микеланджело превратил его в боевую крепость.
и в заключение можно посетить Дом Буонаротти неподалеку от Санта-Кроче. В строительстве Микеланджело участия не принимал, но дом был куплен им для семьи. Сейчас там расположен мемориальный музей с портретами и автопортретами гения, ранними барельефами («Богоматерь у лестницы» и «Битва кентавров»), деревянной моделью Сан-Лоренцо. Вход – 6,20 евро.
Часть работ (количеством 6) размещена в трех церквях, вход в которые бесплатный. Остальные находятся в музеях, за вход в которые нужно заплатить денежку.
Фрески в церквях
Фрески в музеях
Ватиканская пинакотека, вход стоит 10 евро.
«Положение во гроб», зал 8.
Капитолийские музеи, вход стоит 9,90, бронирование 1,03.
«Иоанн Креститель», Пинакотека.
Галерея Боргезе, вход 8,50 евро+1 евро за бронирование.
«Больной Вакх»
«Юноша с фруктами»
«Мадонна Палафреньери»
«Давид с головой Голиафа»
Палаццо Барберини, вход 5 евро.
«Юдифь, обезглавливающая Олоферна»
Галерея Дориа Памфили, вход 8 евро
«Кающаяся Магадалина»
«Отдых на пути в Египет»
Галерея Корсини, вход 4 евро
«Иоанн Креститель в пустыне»
Не верьте, если вам скажут, что в августе в Италии все закрыто, закрыты только некоторые учреждения, а вот музеи, отели, кафе и рестораны, и прочие заманчивые места для туристов работают.
Толпы народа в Риме – целая проблема – в часы пик гиды гоняют из зала в зал туристов целыми стадами, не давая перевести дух. Советую приходить не с самого открытия, а чуть позже – в 10 или 11 часов – энтузиасты раннего прихода и группы уже устали, а новые придут только к обеду.
Шедевры ждут вас
еще есть вполне читабельная серия "Повседневная жизнь человечества" изд-ва "Молодая гвардия":
И в заключение – несколько полезных советов по организации самостоятельной поездки в Италию, за что спасибо всем друзьям с отзыв ру.
Тут видится 3 варианта. Первый – вы бронируете отель, авиабилеты, страховку и визу через фирму. Тут все довольно просто, виза обходится вам 50-60 евро (консульский сбор – 35 евро). Второй – вы бронируете все сами, но визу делаете через фирму – за то, что вы не берете тур, фирма сделает для вас визу за 150-200 евро, тут советую посчитать, что выгоднее – купить отель через фирму, и сэкономить на визе, или забронировать самому по более низкой цене, но переплатить за визу. Третий вариант – вы все, включая визу, делаете сами.
Какой бы вариант вы ни выбрали, вам нужно будет собрать и представить следующие документы:
- загранпаспорт, действующий еще 90 дней по возвращении,
- 2 цветные фотографии 3*4, свежие,
- анкеты для шенгенской визы (на сайте посольства или турфирмы),
- справка из отдела кадров о занимаемой должности, давности работы, зарплате, и что отпуск в те даты, когда вы едете,
- копия всех страниц паспорта РФ,
- свидетельство о браке и копия (на всякий случай, у нас с мужем разные фамилии, зачем им свидетельство – не знаю),
- выписка с расчетного счета, либо подтверждение того факта, что у вас имеется 50 евро в день на человека на время пребывания в Италии,
- копии авиабилетов,
- страховка,
- бронь отеля.
Приведу опыт людей, которые делали визу сами:
«Для всех кто интересуется: я делал туристическую визу в Италию месяц назад сам. Проблем нет никаких. Звонишь по телефону (есть на сайте итальянского посольства), записываешься на определенное время. Собираешь все те же справки, что и в турфирму. Распечатываешь бронь гостиницы. (Объясняю почему пользуюсь www.hoteldiscount.ru - там на брони написано, что сумма уже снята с кредитки, это часто спрашивают в посольствах, там же есть телефоны гостиниц, куда посольские работники звонят и проверяют наличие брони.) Заполняешь анкету (есть на сайте) наклеиваешь фотографии. Платишь в банке (адрес на сайте) 35 Евро сбор за визу. Приходишь в посольство в назначенное время, сдаешь документы (1 мин). Приходишь через 3 дня, забираешь документы (1 мин.). Посольству абсолютно пофигу кто сдал документы лично или тур.фирма, главное чтобы документы были собраны все и они их устраивали. Отказов по документам сданным тур.фирмой ровно столько же, если не больше (из-за плохой работы некоторых недобросовестных работников тур фирм) чем при личном обращении. Капризность посольств - миф выдуманный туроператорами для запугивания советских граждан.
Единственная проблема, запись на личную сдачу ведется почти на месяц вперед, надо озаботится заранее.
Итого: экономия на комиссии турфирмы, огромный выбор гостиниц, цены на которые ниже, благодаря спецпредложениям».
«про документы уже сто раз писано, но повторюсь:
- загранпаспорт + ксерокопия первой страницы;
- анкета (есть на сайте посольства), заполненная на как минимум английском и с приклеенной фотографией (вторая фотография не нужна);
- подтверждение брони отеля (факс); эту бумажку забирают, поэтому рекомендуется предварительно сделать для себя копию, чтобы от пограничников потом отбиваться;
- мед. страховка (для выезжающих за рубеж, а то одна дама при мне пыталась полис ОМС применить) с копией;
- справка с места работы (с адресом и телефоном организации) о доходах, для ребенка - справка из школы;
- авиабилеты + копии;
- копии кредитных карт с выписками по остаткам на счетах (бумажку из банкомата с цифрой остатка тоже берут); т.е. нужно подтвердить свою финансовую состоятельность;
- квитанции об оплате консульского сбора;
- на ребенка дополнительно - свидетельство о рождении + копия (даже если у ребенка уже есть паспорт), в нашем случае еще нужно было нотариально заверенное согласие папы с нотариальной же копией и первая страница его российского паспорта.
Гарантийное обязательство спонсора (к которому я заботливо подколола справку о его доходах) оказалось совсем необязательным, т.к. средств на моем счету с избытком хватает и на меня, и на моего дитеныша. Копии российских паспортов, а также копии документов на квартиры-машины-дачи тоже не пригодились.
Документы принимают приятные русские девушки (а то пугали тут суровыми итальянскими офицерами!). В очереди, разумеется, пришлось помаяться и при сдаче, и при получении.
В общем, все совсем не сложно.
Записывалась по телефону. И нюансы всяческие там же у девушки уточняла. Для звонка, если звонишь впервые, нужны паспортные данные и адрес (с индексом). 70 рублей минута, минимум 2 минуты. Я говорила один раз минут 20, второй 5-7; счета пришли на 6 и 2 минуты соответственно))) Вполне гуманно.
Сдача документов происходит быстро, если все в порядке. Передо мной тетенька минут 40 копалась, сдавая документы на одного(это та, о которой я выше упомянула, с полисом ОМС). Я уложилась в 10 минут на троих. Правда, перед этим дома часа полтора в различных вариантах по папочкам всю стопку документов раскладывала, чтобы не ковыряться потом перед окошком)))
телефон для записи 2582550
да, именно так и говорить - хочу записаться на сдачу документов для визы.
Если звоните впервые, то девушка поинтересуется, какие документы Вы уже собрали.
Объяснения указанному на счетах количеству минут у меня нет. Возможны варианты: либо счетчик включают не сразу, либо пугают семьюдесятью рублями за минуту чтобы не трындели попусту, либо...не знаю. Но суммы порадовали, по моим подсчетам выходило больше в разы.»
Чартеры до Римини из Москвы можно посмотреть на сайте туроператора «Данко» (правда, он не работает с физлицами, и билеты можно выкупить только через турфирму). Этот же туроператор предлагает билеты на дискаунтеров, которые только вышли на наш рынок (до Форли, Палермо,Неаполя). Летают и те, и другие через Домодедово.
http://www.danko-company.ru/tickets.html
Японские авиалинии летают до Рима по средам из Шереметьево.
Аэрофлот и Алиталия – до Рима и Милана из Шереметьево.
www.hotels-and-discounts.com
www.hoteldiscount.ru/onlinehotels/Second.asp
www.venere.com
http://www8.hrs.de/
http://www.gtahotels.com/
http://www.hotelclub.com/
Внимательно читайте условия оплаты и штрафования!
Самые дорогие поезда – Евростар, они же самые быстрые. Чуть дешевле – Интерсити, Евросити, еще дешевле – Реджионали, они самые медленные. Но уточняйте ваши маршруты, частенько разница во времени не очень существенна, например, на перегоне Пиза-Милан разница между Евростаром 18 минут, а по деньгам – 21 евро на 1 взрослого в 1 конец.
Нет разницы в стоимости билетов, покупаете ли вы билет в один конец, или в оба.
Расписание движения всех итальянских поездов можно увидеть на www.trenitalia.com, купить билеты можно как в кассе вокзала, так и в автомате.
Если решили покупать в кассе, то подходите и произносите примерно следующее: «Бон джорно, синьоре/синьора, уно/дуо/тре (1,2,3) билето (если несколько – билетИ) Равенна/Феррара/Фиренце э риторно пер фаворе». То бишь добрый день (после обеда говорят бона сэра), синьор, столько-то билетов на такой-то город и обратно, пожалуйста. В конце можно сказать «Милле грацие», что означает «большое спасибо». Сумму, которая с вас причитается, увидите на табло кассового аппарата, повернутого к вам.
Тут есть некоторые тонкости, например, кассир автоматически выписывает вам билет на самый дешевый ближайший поезд, «Региональные линии»/Reg, и если вам нужен поезд класса «Евростар», то добавьте к своей просьбе, что вам нужен именно «Евростар». Они несколько быстрее, но и дороже – почти в 3 раза. Но если вы будете ездить на небольшие расстояния, то там разница по времени несущественная, например, Reg до Феррары идут 33 минуты, а Евростары 28, а билеты на одного человека в один конец стоят соответственно 2,95 и 9,86 евро.
А еще кассир не говорит вам, когда отправляется нужный вам поезд, это можно уточнить у него, но если вы не сильны в итальянском, и не хотите задерживать людей, что стоят в очереди за вами, время можно посмотреть расписание, или уточнить время в автоматах, которые стоят вблизи касс.
Бумажное расписание практически не меняется долгое время, и там легко можно посмотреть и время отправления нужного поезда, его остановки в пути, и с какого пути он отправляется.
В автоматах выбираете язык, на котором вам удобнее читать, и вперед – покупка билетов, до какой станции (вам предлагается несколько ближайших городов, и если нужного нет, то его можно набрать алфавитом, выведенным на экран), сегодня (можно выбрать любую дату), и в итоге перед вами перечень поездов на сегодня до нужной станции с указанием времени отправления от станции, на которой вы находитесь, класса поезда и прочей нужной информацией. Тут же поднимаете голову и смотрите на табло – с какого пути отправится в это время поезд.
Можно, конечно, вообще не связываться с кассой, и покупать билеты только в автоматах (можно платить и картой, и наличными), сразу выбирая нужное время, но на всех увиденных нами автоматах были объявления, гласящие, что возможны перебои в работе автоматов и просьба обращаться в кассу в случае возникновения проблем. Именно поэтому муж покупал билеты в кассе, а я в это время выясняла время отправления и путь. У автомата мы билеты покупали только один раз – ничего страшного не произошло
Да, если ваши билеты не на «Евростар» (там сразу проставлено время отправления конкретного поезда и ваши места и вагон), то билет нужно прокомпостировать – для этого предназначены желтые автоматы, висящие на стенах – в узкую горизонтальную щель нужно засунуть кончик билета, раздастся характерное урчание, и на краешке вашего проездного документа появятся дата и время. Если урчания не слышите – автомат неисправен, такое бывает часто, ищите другой. Прокомпостированный билет действителен 6 часов, а непрокомпостированный – 2 месяца с даты покупки. Билеты проверяли каждую поездку!
Если вы купили билет 2 класса, то за проезд в 1 классе могут оштрафовать, с этим строго. Курить в вагонах не принято, для этого предназначены специальные вагоны для курящих. Садиться можно в любой вагон «своего» класса, места в вагоне можно также занимать любые.
Сойдя с поезда, необходимо зайти на вокзал и изучить расписание обратных поездов. На стене вокзала находятся 2 расписания – прибытия (arriva) и отправления (partenza) поездов. Кроме того, на небольших мониторах высвечиваются время отправления и прибытия ближайших электричек. Обратные билеты нужно купить сразу, т.к. возможна очередь в кассу, а компостировать уже непосредственно перед отъездом.
До Сан-Марино автобусы отправляются ежедневно от железнодорожной станции Римини, билет в оба конца стоит 6,80 евро. Время списано на август 2006 года – есть вероятность, что будут внесены изменения. К тому же, учитывая традиционное раздолбайство, реальное время отправления может не совпадать с расписанием.
Отправление из Римини: 7.30, 8.40, 9.45, 10.45, 11.45, 12.30, 14.00, 14.30, 16.30, 17.45, 19.00.
Отправление из Сан-Марино: 6.30, 7.30, 8.45, 9.45, 10.45, 12.45, 13.30, 15.15, 16.30, 17.45, 19.00.
Хотелось бы поделиться некоторыми, на мой взгляд - интересными и экономичными, способами поездок из Римини по железной дороге в ближние и достаточно удалённые города этой страны.
1. Флоренция - абсолютное большинство путешествующих самостоятельно добираются до неё следующим путём: региональная электричка из Римини до Болоньи, затем Евростар- до Флоренции, стоимость приблизительно 40 евро на человека в обе стороны.
Существует ещё один путь, занимающий приблизительно столько же времени, но стоимостью всего 18 евро на человека в обе стороны (ощутите разницу). Необходимо доехать до станции Фаенца (Faenza) , примерно 40 мин. в пути от Римини в сторону Болоньи. В Фаенце есть ж/д ветка на Флоренцию. По ней ходят небольшие, в 2 вагона, дизельные поезда . Один, отправлением в 7.30 прибывает в 9.17 на вокзал Кампо Марте, это в восточной части Флоренции, пешком до центра минут 15-20, по карте очень легко добраться. Второй поезд, отправлением в 8.20 прибывает в 10.12 на центральный вокзал Санта Мария Новелла, как и все основные поезда из Болоньи. Вагоны этих поездов такие – же, как на обычных региональных поездах (более старого типа). Дорога идёт через перевал, множество тоннелей, очень красивые горные пейзажи.
Промежуточные станции – Бризигелла, Марради, Борго – Сан – Лоренцо (где стоит памятник собаке, которая ждала своего хозяина после войны, кажется, 15 лет). Чтобы успеть на первый поезд нужно выезжать из Римини на электричке отправлением на 6.26 утра, (в Фаенцу прибывает в 7.16), а лучше – на предыдущей, т.к. могут быть небольшие задержки. Чтобы успеть на вторую - можно выехать в 7.22, она прибывает в Фаенцу в 8.03. Обратные поезда оба отправляются с вокзала Кампо-Марте в 17.50 и 18.34, прибывают в Фаенцу, соответственно, в 19.30 и 20.28, а там вскоре идут поезда до Римини. В Фаенце вокзал маленький, путей немного, так что трудно заблудиться.
Эти поезда ходят только по рабочим дням !!!!, т.к. предназначены для доставки людей к месту работы ( никакой толкотни нет, в каждом вагоне едет человек по 20 ), туристов в них ездит мало, человек 5 –максимум, да и то, в основном , итальянцы едущие на отдых в горы.
2. Верона – город, очень редко посещаемый из Римини, хотя добраться туда возможно .
Необходимо доехать из Римини до Болоньи на электричке, отправлением ровно в 6.00 ( лучше- раньше). Она прибывает в Болонью в 7.22, а в 7.37 с того- же вокзала отправляется электричка до Вероны, прибывающая в 9.25 на центральный вокзал Вероны Порта Нуова.
Дорога идёт по Падуанской низине, на половине пути пересекается самая большая река Италии По . От вокзала до исторического центра пешком минут 20. По карте несложно дойти до центральной площади, где расположен Колизей. В этой части города улицы достаточно широкие и прямые. Обратная электричка до Болоньи отправляется в 16.37, времени погулять по городу с 300- тысячным населением достаточно. В Болонью электропоезд прибывает в 18.22, вскоре идёт поезд до Римини, прибытием в 20 часов с минутами. Стоимость проезда 23 евро на человека в обе стороны ( все поезда региональные, вагоны 2 класса).
3. Феррара (через Равенну). Рекомендую электричку , отправлением в 7.36 из Римини, она идёт прямо до Феррары (прибытие в 9.46), не нужна пересадка в Равенне, хотя можно например, в 9.21 из Римини – с пересадкой в Равенне, прибытие в Феррару в 11.40. Дорога идёт вначале мимо соляных копей Червии, затем - по заболоченной низине в районе лагуны- озера Вали – ди Комаккьо , пейзажи, конечно, не такие как на дороге во Флоренцию. В Ферраре от вокзала до исторического центра – прекрасного замка-крепости сеньоров Д’Эсте и др. идти достаточно долго, около 30 мин. Из Феррары до Равенны поезда ходят с интервалом в 1 час, можно успеть побывать и в Равенне, это небольшой тихий городок, почти всё интересное находится в 10 минутах ходьбы от вокзала. Из Равенны до Римини поезда ходят также, приблизительно – 1 раз в час. Стоимость проезда во 2 классе до Феррары и обратно 13 евро на человека.
4. Урбино. Попасть в Урбино совсем несложно, из Римини можно доехать на любой региональной электричке направления на Анкону ( в противоположную Болонье сторону) до станции Пезаро. В пути 0,5 часа. Там от автобусной станции, расположенной рядом с ж/д вокзалом ходят автобусы до Урбино, приблизительно, раз в 40 минут, билеты можно купить и в вокзальном буфете. До Урбино автобус едет около 40 минут, живописная холмистая местность, а ближе к Урбино – очень красиво.
Стоимость проезда туда и обратно на 1 человека : электричка + автобус около 4,5 евро.
Можно побродить и по Пезаро, тоже любопытный городок.
5. Венеция и Падуя. Наиболее экономным способом добраться по ж/д до Венеции является региональная электричка до Болоньи, отправлением в 6.00 ( моя любимая электричка), прибывающая в 7.22 . А в 7.53 из Болоньи идёт Интеррегиональная ( IR) электричка до Венеции, прибывающая в 9.58 ( именно в Венецию –Санта-Лючия, не в Местре.) Стоит 12,5 евро на 1 человека в одну сторону.
Обратно уехать на простой электричке, не Евростаре сложнее. Нужно вначале доехать до Падуи , 35 минут езды от Венеции. Падуя, конечно, не Венеция, но собор св. Антония весьма впечатляет. От вокзала до центра хода минут 25, весь центр можно обойти за час – полтора. Из Венеции до Падуи я ехал на электричке отправлением в15.34 (2,5 евро), из Падуи в Болонью поезда ходят довольно часто, стоимость 6,5 евро. Всего на обратную дорогу ушло около16 евро. На всю поездку , приблизительно 30 евро на человека. Можно и на Евростарах, но это заметно дороже.
6.Рим. Из Римини в Рим в 5.50 утра ходит прямой Евростар через Анкону, Фолиньо, Терни. До Анконы дорога вдоль моря, так, ничего особенного. Зато потом начинается потрясающее зрелище – дорога идет через Апеннины. Прибытие в Рим в 10.24, на центральный вокзал Термини. На вокзале есть станция метро, легко добраться почти до любого интересующего места.
Обратно этот-же поезд отправляется из Рима в 17.38, прибывает в Римини 22.10. Стоимость проезда во 2 классе - 50 евро на человека в оба конца.
Чтобы попасть в Перуджу и Ассизи можно взять билет на этот – же поезд до станции Фолиньо, это приблизительно, половина дороги до Рима. От Фолиньо ходят электрички до Перуджи, в пути меньше 1 часа. Ассизи – не доезжая пару остановок до Перуджи, затем километров 5 на автобусе.
Я не призываю всех кидаться срочно изучать итальянский, но если вы оперируете хоть парой фраз типа “Grazie!”, “Prego!”, “Buon giorno!”, “Mi scusa!”, то и с таким “багажом” успех у итальянцев вам обеспечен. Как они умиляются, глядя как несчастный иностранец упражняется в их языке! Дело в том, что итальянцы не любят напрягаться (а кто ж любит, спросите вы) и поэтому к инородным элементам говорящим на других языках, они относятся хоть и довольно вежливо, но отчужденно. А вот если этот “элемент” лопочет, хоть и плохонько, на итальянском, он уже рассматривается как более достойный внимания. Испытано на себе! Итальянцы тут же расслабляются и начинают душевно стрекотать, не задумываясь, сколько из этой стрекотни ты понял, так, как будто вы знакомы давно.
Потерявшись или не будучи уверенным в том, что верно знаешь дорогу, поступаем следующим образом - если они не говорят по-английски, сделайте это по-итальянски - скажите: «mi scusi + место + per favore». Когда вам будут отвечать, следите за лицом: как и все люди, итальянцы, говоря «направо» или «налево», машинально делают соответствующее движение глазами. Они очень дружелюбны и охотно вам помогут.
Кстати, надписи на дверных ручках расшифровываются так: Tirare – к себе, Springere – от себя.
Roma - Рома – Рим
Milano - Милано – Милан
Firenze - Фиренце – Флоренция
Napoli - Наполи – Неаполь
Torino - Торино – Турин
Bologna - Болонья – Болонья
Genova - Дженова – Генуя
остальные в массе своей пишутся и читаются понятно
Удачной вам поездки!
|