<<6 января 2007 года – день 2 - Мадрид | Содержание | 8 января 2007 года – день 4 – Сеговия>> |
7 января 2007 года – день 3 - Алькала-де-Энарес
Алькала-де-Энарес
Зачем ехать
Как добраться
История
Ворота мучеников и вокруг
Университет и Колледж Сан-Ильдефонсо, площадь Святого Диего
Улица колледжей
Площадь Сервантеса
Улица Майор
Дом Сервантеса
Площадь Святых детей
Кафедральный собор Святых детей
Площадь Виктории
Городские стены
Архиепископский дворец
Цистерианский монастырь Святого Бернарда
Оратория Святого Филиппа Нери
Аисты сидят на крыше
И вытягивают шеи.
Они всех выше,
И им виднее.
Николай Гумилев
Приятный небольшой городок-пригород Мадрида, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь в XV веке был основан университет, здесь изобрели испанскую грамматику, здесь родился Сервантес. На каждой мало-мальски возвышенной башне города, неважно, церковная ли это колокольня или труба дома, живут аисты – зрелище впечатляющее и умиротворяющее. Город рекомендуется для неспешных прогулок. У нас на взятие города ушло примерно 3,5 часа с дорогой (без осмотра музеев и монастырей, кроме дома Сервантеса).
1. На поезде от вокзала Аточа. Пригородные поезда от платформ С1, С2, С7 согласно расписанию. Время в пути около 40 минут. Билеты – 4,70 евро на 1го в оба конца – купить можно в автоматах или в кассе (эти дальше чем обычные, красная вывеска, белый значок). Выход с платформы через турникеты, на которых горит зеленый свет.
2. На автобусе. №22, 225, 227 от остановки Avenida de America.
До Старого города от жд станции. Слева от выхода – памятник погибшим во время теракта на железной дороге в 2004 году. Далее прямо-прямо-прямо, лучше по правой стороне улицы, примерно минут 10 неспешным шагом со съемкой домов. Когда увидите на перекрестке стенд с цифрой 1 и описанием того, что вокруг, вы пришли. Поворачиваете вправо и за церковью поворачиваете во дворы – перед вами знаменитый колледж Сан-Ильдефонсо.
На сайте города представлены 2 адреса городских турбюро: на Plaza de los Santos Ninos и на Callejon de Santa Maria, тем не менее, мы увидели только сиротливый киоск на площади Сервантеса, который, к тому же, был закрыт (правда, дело было к вечеру) и закрытую же дверку на улице Колледжей (Calle de los Colegios). Выходом могут служить информационные стенды, разбросанные по городу там и сям, увиденные попытаюсь описать. Можно еще скачать карту города из инета.
Первые люди поселились здесь еще во времена неолита, потом в этой местности какое-то время жили племена кельтов, а в I в. до н..э. римляне основали здесь город Комплутум (Complutum), от которого происходит ласкательно-уменьшительное название Алькалы - Комплутенция. Император Август в своих записях упоминает город Миакум, на пути между Сеговией и Титулсией, считается, что имеется в виду именно Complutum. При римлянах здесь жило уже 10 тыс. человек, что и по современным европейским меркам для города немало. (В окрестностях города имеется т.н. Casa Hippolytus, римская вилла, построенная во II в. с уникальным мозаичным «рыбным» полом, созданным мастером Ипполитом и даже термами. Есть версия, что здесь была школа для молодых патрициев. Как добраться сюда самим – не знаю, но на сайте города указано, что сюда ходит туристический автобус от турбюро. Если ехать не хочется, но посмотреть на остатки римского времени все же хочется, можно посетить Археологический музей, что напротив Дворца архиепископа).
Несомненную пользу городу принесла и местная драма: по приказу императора Диоклетиана в 306 г. здесь показательно казнили двух мальчиков-христиан, Хусто и Пастора, после чего в город потянулись паломники, а когда спустя столетие архиепископ Толедо канонизировал мучеников, народная тропа в городок не зарастала и при визиготах, которые захватили эти земли после римлян. С 711 года местность попала под власть арабов, которые немедля возвели на высоком холме чуть в стороне от римского поселения крепость – отбиваться от неверных и контролировать местность. Нарекли ее «al-qalat» - что в переводе означает «замок, крепость», но поскольку городков, содержащих в названии слово «алькала» в Испании добрая дюжина, к имени этого добавляют «де Энарес» (название местной реки).
3 мая 1118 г. город был отбит войсками архиепископа Толедо, и новые жители предпочли обосноваться на римском месте, оставив замок разрушаться. Город развивался в основном благодаря оживленному рынку и выгодному положению: по этой дороге короли Кастилии (напоминаю, что единой Испании тогда еще не было) путешествовали на юг. 20 мая 1293 года король Кастилии Sancho IV подписал указ об открытии в городе Estudios Generales, переданных в ведение архиепископа и получивших благословение самого Папы Римского. Эти Генеральные штудии и послужили фундаментом будущего университета, основанного в 1496 г. (по некоторым источникам – в 1499) кардиналом Сиснеросом (Cisneros).
Кстати, именно в Алькале-де-Энарес произошла первая встреча тогда никому не известного мореплавателя Христофора Колумба и католических королей Изабеллы и Фердинанда.
Наличие в городке известного университета накладывает неизгладимый отпечаток на сам город, его архитектуру, застройку, его образ жизни. Как-то сразу понимаешь: здесь живут студенты. Много студентов. Таковы Левен в Бельгии, Оксфорд и Кембридж в Англии, Болонья и Перуджа в Италии, Гейдельберг в Германии, Фрибург и Невшатель в Швейцарии, Лунд в Швеции, Гарвард в США (несмотря на то, что он гораздо новее всех вышеуказанных) забегая вперед – Саламанка в той же Испании… Таков и Алькала-де-Энарес. Такие города особенно приятно осматривать. Для интересующихся - http://en.wikipedia.org/wiki/Category:University_towns
Уникальные книжные собрания университета Алькалы ставились в ту пору учеными в один ряд с библиотеками Ватикана, Венеции, Флоренции и Парижа. Студенты университета Алькалы вошли в историю Испании и известны всему миру. Вслушайтесь в эти имена: Лопе де Вега, Антонио де Небриха, Франсиско Кеведо, Педро Кальдерон де ла Барка, Тирсо де Молина, Игнатий Лойола… Местные уроженцы тоже на слуху: Мигель де Сервантес и Катерина Арагонская.
Однако в XVIII-XIX- вв. город пришел в упадок, университет в 1836 г. перенесли в столицу, монастыри вокруг распродали землю, и городок превратился в спальный пригород Мадрида. Именно под Алькалой произошли взрывы поездов 11 марта 2004 года, и у вокзала вас встретит мемориал в память об этом событии…
***
Как я уже написала, по улице, ведущей от станции к Старому городу, мы протопали прямо примерно минут 10, любуясь современными зданиями, в которых еле-еле, но все же улавливался стиль мудехар. Особенно ярок и впечатляющ так называемый дворец Ларедо (1884), построенный Мигелем Ларедо (Manuel Jose Laredo y Ordono), живописцем, реставратором, декоратором и по совместительству - мэром города. Дворец стилизован под Альгамбру – узорчатой кирпичной кладкой, разноцветными плитками, зубцами крыши, арками, балконами, крылатыми драконами и прочими элементами декора, и особенно – минаретом, в котором прячутся часы. Если вдруг попадете внутрь, то главный зал, который стоит увидеть – комната Королей, в строительстве которой были использованы стройматериалы с развалин замка Santorcaz, узилища кардинала Сиснероса. Стены залы украшены изображениями королей Кастилии, от Альфонсо XI до Карлоса I, а на потолке нарисован небесный свод – как его представляли в Средние века.
Еще несколько минут по той же улице – и на одном из перекрестков мы узрели информационный стенд с цифирью «1» и радостно-обреченно поняли, что так просто нам отсюда не выбраться: нам предстоял квест по городу, как пару месяцев назад в чешском Градце Кралове. Ну что ж, квест так квест. Побежали? Нам направо.
Как всякий уважающий себя средневековый город, Алькада-де-Энарес был окружен внушительной каменной стеной со сторожевыми башнями и единственным способом попасть в город были ворота, которых уже в тринадцатом веке было шесть, но к настоящему времени сохранились только одни - Пуэрта Мадрид на юго-западе. Свое название «мученические» ворота получили по святым Сан-Хусто и Сан-Пастор, покровителям города (см. История). Через эти ворота, согласно традиции, входили в город епископы толедские и сеньоры Алькалы. Как и остальные ворота, Пуэрта де Мартирес были снесены в XIX веке, дабы дать дорогу вездесущему автотранспорту, в 1950-х гг. здесь построили фонтан. От площади к центру города ведет улица Продавцов книг (calle de Libreros), переходящая в центральную calle Mayor. Свое название улица получила благодаря многочисленным книжным магазинам и типографиям, работавших на благо студенчества, в одной из которых увидел свет первый выпуск первой книги Сервантеса «La Galatea».
Вокруг расположены еще следующие колледжи:
1. Святой Каталины, или Зеленый – учрежденный Каталиной де Мендоса-и-Сиснерос в 1586 г. (о семействе Мендоса пойдет речь в описании Гвадалахары), а прозвище свое он получил благодаря ярко-зеленой форме воспитанников. Внутри сохранилась часовня XVII века с барочным куполом.
2. колледж иезуитов, основанный в 1546 г. Франсиско де Вильянуэвой (Francisco de Villanueva) под патронажем инфанты Хуаны Австрийской (основательницы монастыря de las Descalzas Reales в Мадриде). Фасад был выполнен архитектором Melchor de Bueras в XVII веке, главная лестница внутри – Вентурой Родригесом (Ventura Rodriguez) в XVIII веке. С 1992 г. здесь расположена Высшая школа права.
3. колледж Святой Марии, ныне церковь Святой Марии, основанный также Каталиной де Мендоса-и-Сиснерос в 1602 г. Фасад украшен четырьмя скульптурами работы португальского мастера Перейры (1624), внутри – росписи купола и алтаря работы брата Франсиско Батистой (Francisco Bautista). Здесь же – часовня Святого Воинства, своды которой расписаны Хосе Риберой (Jose Vicente Ribera) в 1699 г.
4. Королевский колледж, основанный Филиппом II в 1550 г., и построенный Хуаном де ла Мора, создателем Пласа Майор в Мадриде, сейчас в нем расположился Институт Сервантеса, а при нем – театр Сервантеса (1868) на землях бывшего капуцинерского монастыря, одно из немногих зданий в стиле модернизма в городе.
По calle de Libreros мы возвращаемся на перекресток и идем на сей раз направо, за небольшой церковью поворачиваем влево, во дворы, где перед нами предстает
К концу XV века университеты существовали уже и в Италии (напомню, что старейшее в мире учебное заведение было открыто в Болонье), и во Франции, и в Германии. Когда мнение светских и духовных властей о том, что образование – благо, совпало, в 1459 г. Папой Римским было дано разрешение открыть в Алькала школы, где «в определенные дни, в назначенное или имеющее быть назначенным время» преподавалась бы грамматика. Называть это университетом или даже колледжем было еще рано: о кафедрах теологии и права никто даже не заикался, да и грамматику преподавали лишь от случая к случаю при францисканском монастыре Сан-Диего. Именно на площади Сан-Диего (plaza de San Diego) и был открыт первый колледж, с которого и ведет свою историю старейший университет Испании, основанный в 1496 г. (по некоторым источникам – в 1499) кардиналом Сиснеросом (Ximenez de Cisneros).
Вокруг колледжа Сан-Ильдефонсо, который в 1553 г. обзавелся впечатляющим фасадом в стиле платереско работы Rodrigo Gil de Hontanon, выросли вспомогательные колледжи, их к XVII веку насчитывалось уже около 40, и в средние века университет считался одним из знаменитых европейских учебных центров, именно здесь в 1517 г. издали первую Библию на латинском, греческом, древнееврейском и халдейском языках. Здесь ковалась церковная, государственная и интеллектуальная элита страны (повторюсь: Лопе де Вега, Антонио де Небриха, Франсиско Кеведо, Педро Кальдерон де ла Барка, Тирсо де Молина, Игнатий Лойола, и прочие, прочие, прочие, слава и гордость Испании). В 1836 г. университет перенесли в Мадрид, но в 1977 г. часть университета снова вернулась в Алькалу и в Сан-Ильдефонсо снова разместился университетский ректорат. Каждый год король вручает в Главной Аудитории университета, отделанной в стиле мудехар, национальную премию имени Сервантеса по литературе.
Площадь перед колледжем залита солнцем, народу никого (вечер воскресенья все-таки), только какая-то девушка с коляской читает книжку. Кругом приятные двухэтажные домики, с аккуратными ставнями, милыми балкончиками, деревцами в кадках под каждым окошком, кусочком мостовой, над крышами виднеются башенки церквей, и над всем этим – пронзительное синее небо – мне кажется, именно так выглядел Мадрид времен Сервантеса и Лопе де Веги…
Памятников основателю университета кардиналу и Великому инквизитору Сиснеросу на площади два: один, стоящий слева, с той стороны, откуда мы (и, наверное, и вы) пришли, у университетской часовни Сан-Ильдефонсо, в кардинальском одеянии. Именно в часовне, скромной снаружи и роскошно отделанной внутри в стиле мудехар, под надгробьем из каррарского мрамора, выполненным в стиле платереско преподобным Bartolome Ordonez, покоится прах кардинала Сиснероса. Второй памятник работы итальянца Фанчелли (Fancelli) стоит с XIX века у колледжа Сан-Ильдефонсо, слева, он более «живой», «человеческий». Площадь же названа в честь монаха-францисканца Диего, канонизированного Папой Сикстом V в конце XVI века, жившего и умершего в старом монастыре Святой Девы Марии, расположенного неподалеку.
Отсюда есть два варианта дальнейшей прогулки: можно пройти вправо от Сан-Ильдефонсо, и попасть на площадь Сервантеса, в самый центр города, а можно обойти Сан-Ильдефонсо слева и пройти от начала и до конца улицы Колледжей, дабы по ней прийти также к площади Сервантеса.
Древнее название улицы – Римская – связано с тем фактом, что здесь пересекались две важные римские дороги - Emerita Augusta и Caesar Augusta. Как ясно из современного названия, основная масса колледжей города расположена именно на ней. Где-то в центре нам был обещано турбюро, но мы постучались в давно закрытую дверку, пришлось ориентироваться по схемам, которые в обилии попадались нам в стратегических местах. За площадью Сервантеса улица переходит в calle Ursula, а за колледжем Святого Патрика и августинским монастырем превращается в Calle de Escritorios, чтобы за кафедральным собором стать calle de Cardenal Cicneros и привести нас к Пуэрта де Мадрид.
Из 40 некогда существовавших колледжей университета Алькалы сохранилась еле-еле половина, но и оставшегося хватает, чтобы получить представление о том, как привлекателен был этот студенческий городок. Не менее часто, чем на колледжи, в городе натыкаешься на монастыри – студентов держали под постоянным присмотром, да и преподавали изначально в основном грамматику да закон божий, а преподающим (читай – монахам) нужно было где-то жить. Так и стоит улица колледжей: колледж-монастырь-колледж… Здание Приюта для сирот (Ermita de los Doctrinos), со статуей Христа (XVI век); колледж Malaga, построенный Хуаном Гомесом де ла Мора по указанию епископа Малаги Хуана Алонсо де Москозо (Juan Alonso de Moscoso); школа теологии, основанная кардиналом Сиснеросом, где в декабре 1604 г. вышло первое издание «Дон Кихота», и многие другие… Алькала – город литературы, на старых зданиях то и дело натыкаешься на красные с белым таблички с изречениями известных писателей.
Когда справа от вас раскинется площадь, даже зимой покрытая цветочным ковром, а прямо перед вами окажется высокая башня, где свили свои гнезда несколько аистов, знайте, что перед вами -
Первое впечатление от площади – какой-то сюр: елка в новогоднем убранстве, яркие клумбы с пахнущими по-летнему петуниями, зеленая травка, вполне себе бодрая листа на кусточках и яркое-яркое небо. Кто подумает, что это январь? К реальности, однако, возвращает каток, залитый перед елкой, и детишки, одетые в пестрые комбинезончики и рассекающие на коньках. Потом приходишь в себя и начинаешь бодро оглядываться по сторонам. Так-так, ага, стенд. С раннего средневековья здесь – рыночная площадь, на которой заодно проводились всякие радостные для горожан события. К примеру, коррида или аутодафе (на которую места занимали за несколько недель и за большую мзду эти места распределявшим). Когда же в испанцах внезапно всколыхнулась волна народной любви к Сервантесу (умершему, напомню, в полной нищете и забвении), все города и веси Испании провозгласили лозунг «Сервантес – это наше все!» и наперегонки стали нарекать центральные площади и улицы именем писателя. Родной город, разумеется, в стороне не остался, и с середины XIX века центральная площадь Алькалы носит имя Сервантеса, а в центре площади в 1879 г. был поставлен весьма лиричный памятник работы итальянца Педро Николи (Pedro Nicoli).
Прямо перед вами и чуть справа, облепленные гнездами аистов (которым здесь даже специальные подпорки под гнезда ставят, а как же иначе – символ города), стоят высокая колокольня и живописные руины. До 1936 г. здесь стояла церковь XVII века - Santa Maria la Mayor, где 9 октября 1547 г. крестили Мигеля Сервантеса (купель до сих пор хранится в уцелевшей во время Гражданской войны барочной часовне Cristo de la Luz). Среди руин притаился памятник биографу Сервантеса, Луису Астране Марину (Luis Astrana Marin).
Слева через площадь стоит безошибочно узнаваемая по башне с часами Ратуша. Раньше, как ни странно, это тоже был колледж, который в 1870 г. переделали под администрацию. Внутри хранятся коллекции живописи и прочих культурных ценностей, которые мы не увидели, и я даже не представляю, как это можно сделать. На этой же стороне площади, но ближе к calle Mayor, расположен театр Комедии (1602). В центре площади – эстрада, этакая мега-беседка, выполненная на литейном заводе Lebrero в Мадриде в 1898 г. по эскизам Мартина Пастельса (Martin Pastells), с правой стороны площади – еще одна работа этого же архитектора (1893), т.н. круг меценатов (Circulo de Contribuyentes), из красного кирпича. Внутри здание расписано местным уроженцем Felix Yuste.
От края площади, противоположного тому, откуда мы пришли, идет главная улица города -
Улица известна с XIII века, уже тогда она была оживленной и торговой, относясь к еврейскому кварталу. Оживленность и обилие магазинов сохранились по сей день. Улица кажется единым целым: одинаковые двухэтажные домики (на первом этаже – лавки, на втором – жилье хозяев) с одинаковыми балкончиками и одинаковыми аркадами первого этажа – покупатели могли делать покупки, не замочив головы, уже с XV-XVI вв. Эти аркады не столь величественны, как в Болонье, и не так пряничны, как в чешских Тельче или Тржебони, но они не менее живописны. Вторые этажи зданий в Средние века были соединены единым коридором, так что жители могли вообще не выходить на улицу, мало ли – вдруг горшок на голову выльют и «поберегись» не крикнут Или Святейшая инквизиция ночным дозором по улицам бродит… Здравая в общем-то идея была пресечена этой самой инквизицией с 1492 года, когда евреев стали повсеместно изгонять из Испании.
Под нумером 1 на улице расположен дом Кальцонеры (Calzonera), названный по имени его владелицы, жившей в XVI в. Рассказывают, что здесь несколько месяцев в 1551 г. у своего дяди жил Сервантес, его семья продала дом, расположенный чуть дальше по улице, переезжая в Вальядолид. В доме № 5 (вернее, на месте этого дома стоял нужный дом) родился Мануэль Азанья (Manuel Azana), писатель, политик и президент Второй испанской республики. По правой стороне чуть дальше стоит бывший аристократический дом семьи Antezana, который в 1483 г. стал госпиталем для городской бедноты и паломников, старейшее частное лечебное заведение Европы, функционировавшее более чем 500 лет, где работал медбратом и помощником на кухне сам Игнатий Лойола. Здание узнаваемо по подъезду, украшенному в стиле мудехар и скульптуре Богоматери. Из интересностей еще можно посмотреть дворец маркиза Лансароте (Lanzarote), ставший в 1563 г. кармелитским монастырем. Фасад, внутренний дворик и парадная лестница – все работы Alonso de Covarrubias. Настоятельницей монастыря одно время была сестра Сервантеса, Леонор.
Но главная туристическая приманка улицы, конечно
«Дабы лишний раз подчеркнуть, сколь мы, испанцы, беспамятны и неблагодарны, упомяну, что … когда бессчастный дон Мигель де Сервантес, ссылаясь на свои военные заслуги, на увечье, полученное при Лепанто, и пять лет алжирского плена, попросил всего лишь о разрешении перебраться в Индии, то оного отнюдь не получил и в шестнадцатом году нового столетия, иными словами — ровно десять лет назад, умер в бедности, всеми покинутый, и о кончине его не было объявлено публично, а гроб везли по этим вот самым улицам к церкви Тринитариев без подобающих почестей и траурного кортежа, и самое имя его, стремительно изгладившись из памяти современников, пребывало в забвении, пока заграница не оценила и не принялась переиздавать «Дон Кихота» — лишь тогда воссияло оно во славе своей. Дивиться ли этому: не такой ли, спрошу я, конец сужден по обыкновению в гнусной нашей отчизне славнейшим ее сынам? Считанные исключения подтверждают правило».
Артуро Перес-Реверте «Кавалер в желтом колете»
Проскочить дом пятнадцатого века по calle Mayor, 48, где родился и провел детство Сервантес, невозможно: прямо посреди улицы стоит большая скамейка, на которой восседают бронзовые Дон Кихот и Санчо Панса, о чем-то беседующие. Композиция пользуется популярностью среди туристов: народ выстраивается в очередь, чтобы сфотографироваться между ними, еле разогнали, чтобы сделать фото. Домик стоит не в едином ряду домов, а чуть во дворе, и даже окружен кустиками зелени, что придает ему некоторый уют.
Часы работы, виртуальный тур и прочая информация.
В январе музей работал 10-18, вход свободный (билеты все же выдают), но снимать категорически нельзя – за этим строго следят. Входим во внутренний дворик, в центре – старинный колодец, от глубины кружится голова, хотя вода довольно близко к поверхности. Комнаты второго этажа (да, вот так жили простые скромные испанские хирурги) выходят на балкон, огибающий дворик по периметру. Не уверена, что все вещи прямо-таки принадлежат Сервантесу, но обстановка кропотливо восстановлена: салфеточки, занавесочки, мебель, посуда, даже ночные горшки и постельное белье того времени (все аутентичное, на мой взгляд человека, посетившего в свое жизни массу музеев, в т.ч. и бытовых). Запомнился темный зал, где в освещенных витринах сидят фигуры героев романа, а откуда-то замогильный голос зачитывает главы… Понравился зал, где лежат книги, изданные на разных языках, в т.ч. русское и японское издание. В общем – музей рекомендую, много времени он не отнимет, зато дом чрезвычайно милый.
http://www.donquixote.ru/persons/cervantes.html
По улице Майор мы выходим на
Площадь названа в честь святых детей-христиан Хусто и Пастора, зверски замученных в этих местах в 306 г. по приказу императора Диоклетиана. Памятник (1986), весь заставленный какими-то ларьками, установлен в ознаменование первой встречи Христофора Колумба и католических королей – Изабеллы и Фердинанда. Главное здание площади, разумеется -
После казни святых детей в 306 г. над их гробницей была поставлена часовня, в 1122, 1477 и 1519 гг. часовню перестраивали, в последний раз – по прямому указанию кардинала Сиснероса. Братья Антон и Мартин Эгасы создали тот готический облик, который видим сегодня мы. Башню, на которой сегодня аисты свили гнезд 10, не меньше, была закончена позднее – 1582 г. мастером Nicolas de Vergara по чертежам Rodrigo Gil de Hontanon, начавшего ее строительство. Уже в 1519 г. церковь получила звание совершенной, такой чести в христианском мире удостоена еще только церковь Святого Педро в Бельгии. Здесь крестили Катерину Арагонскую, будущую королеву Англии, Фернандо Богемского, будущего императора Германии, и Мануэля Азанью, будущего Президента Второй испанской республики. В 1991 г. церковь стала кафедральным собором.
Собор сильно пострадал во время Гражданской войны и в настоящее время реставрация не закончена. Но посмотреть есть что: склеп, где под плитами XVII века хранятся мощи Хусто и Пастора в серебряном ларце работы Damian Zurero; нетленные мощи Святого Диего де Алькалы и крипта, где захоронен архиепископ Гарсия де Лойяса (Garcia de Loaysa) – единственный, удостоенный этой почести. Еще здесь открыт музей, где хранятся чаша для причастия кардинала Сиснероса, остатки лестницы архиепископского дворца работы Коварубиаса (Covarrubias), почти полностью уничтоженной при пожаре, а также разные предметы искусства, принадлежавшие собору.
Раз уж заговорили об аистах – вокруг собора на всех мыслимых и немыслимых местах белых аистов видимо-невидимо. Они так громко щелкают клювами, что вокруг собора стоит жуткий треск. Что поделаешь – символ города, и горожане безропотно терпят. Напротив собора, кстати, расположена польская иезуитская церковь – похоже, что действующая.
От собора мы идем по calle Victoria, небольшой улочке, на которой расположено значительное количество колледжей. Собственно, я помню улочку, а никакую не площадь, да и на фото площади нет, но на сайте города это место обозначено
ну и ладно, пусть будет площадь. Именно в этом квартале и были созданы те самые Генеральные Штудии, так сказать, зародыш университета. С правой стороны по ходу движения будет сначала Casa de los Lizana, ренессансный дом, изначально принадлежавший семье Мендоса, затем ставший колледжем Хусто и Руфины для студентов из Севильи, и, наконец, ставший собственностью семьи Лизана. Далее идет Колледж Los Minimos de Saint Francisco с ярко-красным фасадом, он примечателен и древней историей (основан при Филиппе II), и трогательным гнездом аиста на его фронтоне. Первый муниципалитет Алькалы располагался в здании Санта-Люсия: в 1515 г. здесь стал заседать городской Совет. В доме Диего де Торрес жил этот самый Диего, который, по городской легенде, придумал городское название в 1687 г. Улочка-площадь приводит нас к городским стенам и воротам Мадрида. Тут же стоит большой знак, символизирующий, что город включен во всемирное наследие ЮНЕСКО (как на Казанском Кремле, если кто помнит).
Кирпичные стены появились вокруг средневекового города еще в XIII веке, по инициативе архиепископа Rodrigo Ximenez de Rada (1209-1247), он же начал строительство архиепископского дома на месте, где сейчас стоит дворец архиепископа, который мы увидим несколько позже. Ворот когда-то было шесть, но к настоящему времени сохранились только одни - Пуэрта Мадрид на юго-западе, на месте остальных – фонтан да небольшие площади. Несколько ворот снесли уже в XIX веке по причине донельзя прозаичной – они мешали транспорту. Эх, а могли бы и как во Владимире сделать – чтобы все ворота объезжали, а вокруг приятную подсветочку сделать… Стена, которая по мере роста города также вырастала, к сожалению, сохранилась фрагментарно: вокруг архиепископского дворца и возле ворот Мадрида, к которым от собора вывела нас улочка Виктории. Зато башен на том сохранившемся кусочке стены целых три, и две даже с гербом Педро Тенорио (Pedro Tenorio), одного из славных архиепископов Алькалы.
Ворота Мадрида, к слову сказать, вовсе не те, которые встречали когда-то паломников и желающих взалкать учености – старые были снесены в XVII веке, и на их месте построили эти (1788) в неоклассическом стиле - по проекту Antonio Juana Jordan на деньги кардинала Лоренцаны (Lorenzana), которому, подозреваю, лавры кардинала Сиснероса покоя не давали (имена архитектора, кардинала и тогдашнего короля увековечены на памятных досках на воротах).
Отсюда вдоль стены и по улице Cardenal Sandoval y Rojas (обратите внимание на гербы архиепископа Тенорио на парочке башен на этой улице) мы доходим по монументального сооружения, это
После того, как в 1118 г. город был отвоеван у мавров, он попал под, как бы сказали сейчас по-научному, юрисдикцию архиепископов Толедо, которые и стали спонсорами и заказчиками практически всех строительных объектов в городе. Самым впечатляющим из них, безусловно, является резиденция могущественных прелатов. Эти стены помнят благородные имена многих церковных деятелей, перечислять которые нет необходимости – нашему уху они ничего не скажут, скажу просто, что в испанской истории они оставили свой след…
Дворец изначально был построен в XIV-XV вв. как цитадель (от тех далеких времен сохранился кусочек – башня Тенорио с восточной стороны), двумя веками позже его перестроили в пышную резиденцию под чутким руководством Alonso de Covarrubias, но центральная башня все равно напоминает о донжоне крепости... В XIX веке дворец отреставрировали в стиле нео-мудехар и неоготика, получилась весьма впечатляющая смесь. Именно в этих вычурных, на арабский манер, стенах, и родились Катерина Арагонская, будущая королева Англии и Фернандо Богемский, будущий император Германии. Именно здесь состоялась первая встреча Христофора Колумба и католических королей Изабеллы и Фердинанда, а через шесть лет никому не известный мореплаватель открыл новый континент… К сожалению, внутрь пока не пускают – в 1939 г. от пожара дворец сильно пострадал, и до сих пор полностью не восстановлен. Да и то, что мы видим со стороны площади перед монастырем бернардинцев – чуть ли не единственный кусочек фасада, спасшийся от пожара. Зато выходящая на площадь башня – настоящая, аутентичная – достаточно бросить взгляд на кладку. Это подтверждает и герб архиепископа Тенорио. Сбоку к ней приделан небольшой выступ-закрытый балкончик – интересно, для чего? Все башни, даже разрушенные при пожаре, облеплены…правильно, гнездами аистов. У подножия стены, отделяющей город от дворца, привлекает внимание лиричный памятник королеве Изабелле (1994).
Дворец архиепископов, стоящий справа от него цистерианский монастырь Святого Бернарда и еще правее – бывший доминиканский женский монастырь, образуют три стороны небольшой, но очень уютной площади, затененной обильно и, видимо, бесконтрольно растущими деревьями. Площадь несколько странная: с одной стороны – историческое место, центр города, место, куда приводят туристов, но напротив дворца – двухэтажные дома, многие из которых в ужасающем состоянии: выбиты окна (через одно из них как раз вылез толстенный котище), двери забиты… как будто пожар 1939 года коснулся и их, и денег на ремонт до сих пор не нашлось. Нечто подобное на следующий день мы увидим в Сеговии – стоит отойти метров 100 от акведука в сторону, противоположную турбюро, и перед нами окажутся настоящие руины жилых домов…неужели никому не надо?
Бывший доминиканский женский монастырь, основанный семьей Мендоса в XV веке, сейчас является археологическим музеем, в котором демонстрируют все то, что осталось от древнеримского поселения Complutum. По центру площади расположен
Основал монастырь кардинал Bernardo de Sandoval y Rojas в 1617 году, строительство было поручено Хуану Гомесу де ла Мора (Juan Gomez de Mora), автору Пласа Майор в Мадриде, и в итоге получилась необычайно красивая барочная церковь с росписями итальянца Angelo Nardi. Внутри церкви музей (книги, одеяния, утварь, папские буллы, картины, мебеля и даже средневековая кухня, впечатлил катафалк), вход только с гидом, и что удивительно – на английском языке гида нет.
Напротив монастыря, через тенистую площадь, стоит себе тихонечко
Если помните, в рассказе про Бельгию я писала про общины бегинок, в которые вступали тетки, мужья которых ушли в Крестовые походы. Они не принимали монашеских обетов, могли в любой момент из общины выйти или вступить в брак снова, а занимались в основном благотворительностью. Бегинажи послужили прообразом для многих организаций, конгрегаций, занимавшихся общественно полезной деятельностью (обучение детей, уход за больными, издание литературы), но при этом члены организации «настоящих» монашеских обетов не принимали. В 1558 г. в Риме возникает конгрегация под руководством Филиппа Нери. «В капелле при устроенном им госпитале стали собираться для совместного чтения и толкования священных книг духовные лица, не приносившие монашеских обетов. Ораторианцы прославились своими заслугами в области философии и науки».
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ораторианцы
http://ru.wikipedia.org/wiki/Конгрегация
В 1694 г. ораторианцы обосновались и на испанской земле – в Алькале-де-Энарес. Здесь оратория была основана епископом Martin de Bonilla. Это единственная мужская конгрегация, не пострадавшая в результате отъема и продажи церковных земель и не прекращавшая функционировать все это время. Внутри барочной церкви с неожиданно строгим фасадом можно увидить шедевры живописи и скульптуры испанских мастеров: Алонсо Кано (Alonso Cano), Грегорио Фернандеса (Gregorio Fernandez), Паломино (Palomino), Переда (Pereda) и Маэлло (Maella) - жаль, было уже закрыто…
http://en.wikipedia.org/wiki/Alcal%C3%A1_de_Henares
http://en.wikipedia.org/wiki/Alcala_de_Henares
http://www.ayto-alcaladehenares.es/homeenglish.asp?site_language=4
<<6 января 2007 года – день 2 - Мадрид | Содержание | 8 января 2007 года – день 4 – Сеговия>> |
|