<<День 3 – Роскилле | Содержание | День 4 – Сорё>> |
День 3 – 24 апреля 2007 года – Копенгаген – Роскилле – Калундборг – Копенгаген
Калуннборг
Зачем ехать
Как добраться
История
Город
Церковь Богоматери
Остатки замка
Край Дании. Вернее, острова Зеландии, на котором расположен и Копенгаген. Но когда выходишь из поезда и видишь в нескольких метрах бескрайнее море, мысль одна – так, наверное, выглядит край земли, а дальше мир держат черепахи и слоны Воспоминания - как кинокадры: море, корабли, яркие солнечные блики. Потом – ярко-красные фахверковые домики и на их фоне – все затмевающий собор с пятью башнями…
Рейтинг:
Время в пути и время отправления уточняйте, пожалуйста, на
Планировщик маршрутов по Дании
Сайт железных дорог Дании
Калуннборг сейчас - развитой индустриальный город с собственным портом. Более того – здесь расположена самая большая в стране электростанция, работающая на угле. Но все это мелочи, не достойные внимания тех, кто приехал сюда, чтобы посмотреть на знаменитую церковь с пятью шпилями, которую историки связывают со знаменитым епископом Абсалоном и королем Валдемаром I – церковь и первый замок в здешней удобной естественной бухте основал и построил брат епископа Эсберн Снаре (Esbern Snare) в 1100-е г. Кто-то, однако, утверждает, что собственно постройкой церкви в начале 1200-х занималась дочь Эсберна, Ингеборг – не суть важно, важно другое – что семья Абсалона занималась новой Дании, развитой не только в военном и торговом смысле, но и в духовном, крепя связи Дании и Рима.
Свое название город получил от прозвища рощицы, на месте которой Эсберн построил свой замок – лесок тот называли «галочьим» (ka-lund по-датски), и городок, выросший вокруг замка, стал Калуннборгом. Уже в 1170 г. здесь существовал средневековый городок с собственной торговлей, весьма развитой, а приятный климат с большим количеством солнечных дней и хорошие охотничьи угодья способствовали тому, что король перестроил замок и сделал его одной из своих резиденций, и часто здесь бывал. В 1300-1400-е в замке частенько проводились собрания рыцарей и духовенства. В 1485 г. Калуннборг получил статус города. В XIV-XV вв. замок имел стратегическое военное значение – в его башне Фолен укрывали государственные архивы. В 1549-59 годы в замке содержался в заточении свергнутый датский король Кристиан II. Замок был разрушен шведами в 1658 году во время Северной семилетней войны.
Неподалеку от Калуннборга расположен дворец Леркенборг (датск. Lerchenborg), в стиле рококо, принадлежащий известной аристократической семье Лерке (Lerche).
Сайт дворца Леркенборг
Из знаменитого путевого блокнота: «Конечная железнодорожной ветки - поезд упирается в тупик. Край Дании. Вышел из вокзала – такое впечатление, что прибыл куда-то на край света и дальше ничего нет. Море, корабли, яркие блики. Хорошо, что против солнца не видно порта – не отвлекаешься на индустриальную составляющую города, видишь только старый город. Прекрасная солнечная погода. Везде стайки деток - для Дании, переживающей не лучшие времена в плане демографии, это как-то нетипично, бэби-бум тут у них, что ли».
От вокзала – прямо до дороги несколько метров, поворачиваем вправо в направлении от гавани, идем еще метров 50, на перекрестке влево, затем следуем по указателю «Старый город» (или как-то так). На следующем перекрестке увидите: здание желтого цвета – бывшую школу сестер милосердия, ныне турбюро; через дорогу – монастырь, тоже желтый, похожий больше на казармы. За монастырем небольшой парк, через дорогу от него (если стоять к нему спиной) начинается центральная пешеходно-торговая улица. Впечатление немного смазано, т.к. велись какие-то строительные работы, и половина улиц, где кипит жизнь, была перекопана, зато в собственно Старой части центра, где Ратуша и собор – тишь и безлюдье, а значит, нам туда – по улочке, что идет справа от турбюро.
Часы работы турбюро пн-пт 10-16, сб 10-13.
Сайт туристического бюро Калуннборга
Монастырь Kaalund, который горожане называют «Замковой фермой», имеет долгую, и довольно интересую историю: монастырь существовал здесь с 1200-х гг., основанный, вероятно, не без участия Ингеборг Снаре. За 4 года до Реформации бейлиф замка предусмотрительно выселил отсюда монахов и монастырские строения превратились на пару столетий в самую настоящую замковую ферму. Здание, представшее нашим глазам, возвели в 1752 г. на развалинах того, что от монастыря осталось, на средства семьи Лерке, поэтому главный вход украшен гербом генерал-лейтенанта графа Лерке и его супруги, и их фамильным девизом «Prisca Fide» (преданный традициям). Во время строительства одной из городских дорог в 1949 г. здания фермы-монастыря разрушили, оставив только главное здание, где с 1977 г. расположен городской муниципалитет и офис мэра.
От турбюро улочка приводит нас на небольшую площадь, где стоит здание, видимо, также используемое муниципалитетом – уж очень оно по расположению и облику своему напоминает Ратушу. Перед зданием у дороги стоит деревянный истукан, уж больно похожий на непременного Роланда у Ратуш немецких городов – только здешний рыцарь отчего-то имеет коричневую кожу и опирается на разрисованный щит и длинный меч. На щите, впрочем, изображена галка – одна из тех, давших имя городу, так что истукан все-таки местный. По другую сторону площади, застроенной одно- и двухэтажными домиками, имеется желтое здание с полуподвальным этажом, под кирпичной крышей, с высоким крылечком, классическим треугольным фронтоном, поддерживаемым четырьмя псевдоколоннами, и восьмиугольной звездой над входом. Здесь, в доме своей бабушки, родилась норвежская писательница Сигрид Унсет (Sigrid Unrset), лауреат нобелевской премии по литературе 1928 года. В одной из своих новелл «Одиннадцать лет» она описывает свое детство в Калуннборге.
Отходящие от площади небольшие улочки стопроцентно - старинные! Их выдает и фахверк, и умиляющая кривизна стен стоящих тут домов, и уловимая с первого взгляда аутентичность. Одна из них приводит нас к собору и лабиринту из барбариса и вечнозеленой бирючины, заставляющему задуматься о мастерстве садовников. Создал его один из лучших ландшафтных дизайнеров Дании, С.Т. Соренсен, в 1953 г. До лабиринта здесь стоял памятный камень в честь воссоединения Шлезвига и Дании в 1920 г. и бюст Оле Роде, члена датского парламента, когда же начались работы по созданию лабиринта, их перенесли на соседнюю улицу.
Прежде чем устремиться к церкви, стоит бросить взгляд на домики на четной стороне улицы. Номер 6 – с ярко-желтыми стенами, полуподвальным и чердачным этажами, окнами, расположенными на разных уровнях и железными скобами, которые держат старинные деревянные балки – бывший епископский дворец, построенный в 1450-80-е гг. епископом Роскилле. Епископ останавливался здесь, когда бывал в Калуннборге до 1538 г., когда после Реформации дворец был продан. С 1917 г. здание принадлежит муниципалитету, в 1978-80 гг. его отреставрировали и используют как помещение для выставок и ресторан. Следующий дом, с треугольным фасадом, из красного кирпича, за номером 8 – с круглым окошком «во лбу» и первым этажом, глубоко ушедшим в землю – бывшая городская Ратуша. Построенный столетием ранее как одно из зданий, принадлежавших епископству, после Реформации дом отошел городу (1539) и был Ратушей до 1854 г., затем – городской тюрьмой, с 1971 г. после реставрации дом снова используется муниципалитетом как помещение для заседаний городского совета. Еще на площади имеется бывший купеческий дом Lindegaarden, в котором сейчас размещается музей со старинными костюмами и археологическими находками.
Уникальное сооружение – всегда предмет споров между историками – кто построил, да когда, да в связи с чем… Поскольку на почетное звание историка мы никак не претендуем, то приведу обе версии. Одна группа ученых считает, что поразительной красоты и гармонии романская церковь с пятью башнями была возведена около 1175 г. братом епископа Абсалона, Эсберном Снаре. Если считать дату точной, то перед нами – одна из самых старых кирпичных датских церквей, после церквей в Рингстеде и Сорё (Soro). Вторая – что церковь построена парой десятилетий позже, дочерью Эсберна Снаре, Ингеборг. Дата постройки этой церкви – вопрос принципиальный для тех, кто понимает, что от этого зависит, кто был впереди планеты всей в части проектирования подобных церковных зданий – Дания или Северная Германия.
Церковь имеет форму греческого креста, каждый конец которого увенчан восьмиугольной башней – оттого она больше напоминает боевой замок, нежели мирное церковное сооружение. Возможно, такая архитектура связана с библейским сказание о «Новом Иерусалиме», в который попадут все живущие на земле после окончания времен – средневековые летописцы и художники часто изображали этот самый Новый Иерусалим как цитадель, сердито ощетинившуюся башнями. Центральная башня церкви – высотой 41 м, она-то и послужила причиной разрушения собора – в 1827 г. башня рухнула, увлекая за собой часть стен. Восстановили церковь в 1871 г., поэтому многое – круглые романские окна, медная крыша, интерьер, росписи стен, кафедра, алтарь – результат кропотливой реконструкции. Правда, кое-что от «той» церкви сохранилось: кусочек ризницы, подвальный этаж, остатки живописи на северной стене, и романский дверной проем в южном трансепте. Барочный заалтарный образ выполнен в 1650 г. Лоренцо Йоргенсеном из Хольбека (также восстановлен в 1871 г.). Внутри церкви все очень просто, только алтарь сразу привлекает взор многоцветьем. Под потолком задумчиво плавает большая модель корабля с двумя датскими флажками – такое своеобразное «подношение» Святому Николаю, покровителю моряков.
Церковь окружена снаружи по периметру старинными надгробьями, которые, видимо, вынесли из церкви на время реставрации, да так и оставили. У самого входа на территорию, огражденную кирпичной церковной оградой, стоит готическая сторожка со ступенчатым фронтоном и окнами в нишах – в XV веке ее построили как жилье для священника и как здание церковноприходской школы. С противоположной стороны – точно такая же, и того же времени.
Расположены сразу за церковью, нужно пройти мимо длинного желтого здания и перейти через мостик. Большой зеленый лужок, поросший яркой весенней травкой – все, что осталось от замка, разрушенного до основания шведами в 1658 году во время Северной семилетней войны. Кое-где, правда, видны очертания фундамента, ступеньки замковых подвалов, когда-то внушительная линия рва, но это все – остальное, скорее всего, растащено рачительными горожанами на постройку соседствующих ныне с руинами замка домиков.
***
Обратно мы идем до монастыря-мэрии и от него – по тем самым пешеходно-торговым улочкам – к станции. Но еще один аттракцион – целое поле ярко-желтого рапса – слева по ходу движения поезда и белоснежная церквушка вдалеке на фоне синего неба - еще впереди…
<<День 3 – Роскилле | Содержание | День 4 – Сорё>> |
|