Зима, когда было холодно
3 июня 2006 года
Об основании монастыря
Прогулки по монастырю
Некрополь
Малый собор
Барельефы
Вокруг церкви Архангела
Михаила
Большой Собор
Хронология основных событий истории Донского
монастыря
Список храмов монастыря
Явки, пароли
Библиография
во всем нашем красивом и таинственном городе
нет места более красивого и более таинственного…
Москва, которую я люблю, похоронена там.
Похоронена, но не мертва.
Б. Акунин/ Г. Чхартишвили
«Кладбищенские истории»
Под большим впечатлением от книги Б.Акунина «Кладбищенские истории» мы решили посетить Донской монастырь и Донское кладбище – немедля. Для чего прямо посреди холодной зимы 2006 года устремились в те края. Мороз и солнце, конечно, вещь приятная, и для прогулок полезная, вот только сугробы по колено во всех ключевых для прохода и съемки местах и минус 30 спокойной прогулке не способствовали. Даже наоборот, хотелось забиться в уголок потеплее и там поесть чего-нибудь горяченького (не путать с горячительным!).
Но мы героически протопали мимо мощных красных стен с красивыми башнями, и даже дошли до входа с колокольней, возведенной Доменико Трезини, полюбовались Большим собором и – издалека некрополем, оказалось, что открыт он только по субботам и воскресеньям, с 10 до 16 часов, все остальное время открыт только Большой собор, а боковые дорожки перегорожены и охраняются строгими солдатами – тут еще и военная часть уместилась.
На входе нас поразили стоящие прямо вдоль дорожки к собору танки с надписью «Дмитрий Донской» и зенитная установка. Ответ мы нашли на одном из стендов у левой часовни – в 1943 году на пожертвования церкви была создана такая танковая колонна, сыгравшая немалую роль в обороне Москвы.
Тогда на созерцании Большого собора и танков и закончился наш зимний поход в Донской монастырь.
В радостный летний день (пятницу!) накануне нам сообщили, что, вероятно, предстоит выйти поработать в субботу. Я уже соорудила на лице нечто скорбно-несогласное с таким извращенным коварством начальства, как сообразила, что работать-то всего полдня, а до начала ударного труда можно заехать по соседству – в Донской монастырь. Подготовка происходила как нельзя более серьезно: заряжен фотоаппарат, собраны шпаргалки с историей и схемами монастыря, и взят атлас улиц Москвы (который мне каждый год любезно преподносят в одной косметической сети) – на всякий случай.
И вот мы на Шаболовке, у стен древнего монастыря. Грозные когда-то стены, как будто резные башни, вокруг скверики и аллеи, где выгуливают собак и деток Теперь сугробы не мешают заснять всю эту красоту – но мешаются зеленые ветки Но нет ничего невозможного – и стены запечатлены.
Вход в монастырь расположен со стороны, противоположной той, откуда мы пришли (то есть улице Шаболовка), по пути вам попадутся закрытые ворота с надвратной церковью - Северные ворота (1693 г.) и Тихвинская надвратная церковь (1713-1714 гг.). Больше возможности сфотографировать их у вас не будет – с внутренней стороны монастыря эта часть недоступна.
И вот вы уже у ворот. Сами ворота были подарены монастырю донскими казаками в честь очередного юбилея, о чем и надпись соответствующая имеется. А вот колокольню, которую, как я уже упоминала, строил Доменико Трезини, снимать лучше изнутри – со ступеней Большого собора. На сводах коридора под колокольней – история монастыря в картинках.
Донской монастырь был основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Монастырь возник на том самом месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. По преданию, именно этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву, которая произошла близ берега Дона. Она была с русскими воинами на поле боя, и после блестящей победы икону стали называть Донской (как и самого князя Дмитрия Ивановича). С тех пор каждый раз, когда Москву осаждали вражеские полчища, перед ней молились о победе.
Итак, когда Москва была осаждена, Казы-Гирей стал лагерем в Коломенском и на Воробьевых горах. В ночь с 4 на 5 июля 1591года Москва осветилась кострами. Они вспыхнули на башнях Кремля, Белого города и в монастырях. Москвичи-ополченцы стреляли, били в барабаны и литавры. А в то же время около татарского стана появился богато одетый безоружный всадник. Татары захватили его и привели к хану. «Что есть тако на Москве великий шум?» - спросили его, угрожая пыткой. А тот ответил, что «приидоша к Москве многая сила Новгородская и иных государств Московских, прити се нощи на тебе». «Пленника жестоко пытали... но он оставался непоколебим и твердил все одно, не изменяя ни слова». Измученные ночной схваткой и убежденные стойкостью пленника, татары поверили ему и бежали в ту же ночь так поспешно, что «между Москвою и городом Серпуховым ... повалили много мелкого леса и передавили несчетное множество своих лошадей и людей». На следующее утро под городом татар уже не было. Войско Казы-Гирея было перехвачено на переправе через Оку и разгромлено. Поход Казы-Гирея оказался последним походом крымских татар на русскую землю, во время которого им удалось дойти до Москвы.
Как мне кажется, на самом деле монастырь не мог быть не построен на этом самом месте: монастыри на Руси издавна строились вокруг больших городов как форпосты, опорные пункты обороны города. В Москве уже были возведены Ново-Девичий, Симонов, Андроников монастыри-крепости, и только юго-западная Калужская дорога оставалась незащищенной, что наглядно показал набег на столицу татарского хана. Можно спорить о том, кем был Борис Годунов – властолюбивым вельможей, придворным интриганом, умелым манипулятором слабовольного царя – не был он только дураком Поэтому на «чудесном» месте и была заложена очередная крепость – Донской монастырь.
Заходим на территорию – все в цвету и в цветах, сирень, всякие там анютины глазки, фиалки, - в общем, все, чего на каждой даче полно. Но именно здесь это привлекает внимание и создает несколько неподходящее окружению настроение Ходила я по Донскому монастырю (а чуть позднее в тот же день – и по Свято-Данилову) в брюках и без платка, замечание сделали только в Свято-Даниловом, но об этом чуть позже. Тут же на это никакого внимания не обращал, более того - все встреченные особи женского полу именно так и ходили.
Дорожка у Большого собора уходит влево и вправо. Влево – закрытая территория, загорожено шлагбаумом и охраняется скучающим солдатиком в стеклянной будочке. Насколько виднеется из-за деревьев, там несколько часовен-церковок новодельного облика, довольно нарядных. Там же прячутся наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке – вдоль стены, но это исключительно теоретически, т.к. дотуда мы не проникли.
Рассудив, что собор никуда не денется, а некрополь могут закрыть, идем к некрополю – то есть вправо от Большого собора. Там расположены также Малый собор, братские кельи, церковь Архангела Михаила.
«В ограде каждого русского монастыря существовали захоронения. Первыми надгробиями бывали обычно надгробия монахов и настоятелей. До сих пор неясно, почему в Донском монастыре нет ни одного надгробия раньше начала ХVIII века. Правда, до середины ХVII века монастырь был очень беден и настоятелей хоронили, вероятно, в Андреевском монастыре, к которому Донской был приписан. Правда и то, что уже в ХVIII веке участки на кладбище стали предметом спекуляции и практичные монахи могли срыть забытые и бедные могилы. Вероятно, потому самые ранние надгробия Донского - это надгробия грузинских царевичей - Давида (1688) и его братьев Матвея и Александра (ум. 1711)» (с) ссылку на библиографию см. в конце рассказа
Прямо из-за ограды на нас как будто смотрят ряды каменных замшелых саркофагов. Бедные они, заброшенные, покореженные временем и погодой – надписи разобрать трудно. И если возле захоронений многочисленных друзей и «друзей друзей» Пушкина стоят специальные таблички – кто такой, когда у него бывал Пушкин и в каком произведении Пушкина дом этого человека был описан, то кто похоронен под остальными – приходится лишь угадывать. Информационные стенды есть, штуки три, но разобрать что-то можно только на одном, самом близком к входу.
«Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы» - так называли его в прошлом веке. На нем покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской... Здесь похоронены историк В.О.Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.П.Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П.Я.Чаадаев, писатели А.П.Сумароков и М.М.Херасков, фельдмаршал Н.В. Репнин, баснописец И.И. Дмитриев, известный писатель, автор многих детских сказок В.Ф. Одоевский, писатель В.А. Соллогуб, историки Н.Н. и Д.Н. Бантыш-Каменские, композитор С.И. Танеев, «отец русской авиации» Н.Е. Жуковский, горнозаводчик П.А. Демидов, а также помещица Дарья Салтыкова - знаменитая «Салтычиха», многочисленные представители московского дворянства - князья Голицыны, Волконские, Вяземские, Долгоруковы, Урусовы, графы Зубовы, Панины, Бобринские, Толстые, дворяне Нарышкины, Хвощинские, Протасовы, Мухановы, Петрово-Солово, Глебовы-Стрешневы. Здесь же похоронены родственники А.С. Пушкина - его дед Лев Александрович Пушкин, бабушка Ольга Васильевна, дядя Василий Львович Пушкин, тетки Анна и Елизавета Львовна, а также брат поэта Павел и сестра Софья. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г.Перова.
Традиционных крестов практически нет – все сплошь плиты, вазы, урны, колонны, плакальщицы, гербы и даже пирамиды. За Большим собором – несколько семейных усыпальниц-часовен, некоторые из них поразительной красоты (особенно одна, с яркими зелеными куполами-гроздьями, но без таблички – чья). Кладбище не производит гнетущего впечатления, обычного при посещении подобных мест – напротив, оно по-летнему солнечно-тенистое (много деревьев), заросшее травой (иногда даже не видны надгробья) и одуванчиками, и даже сквозь суровые камни дорожек пробивается молодая зеленая травка. Ходишь себе, гуляешь, птички поют, солнышко светит, сирень пахнет, весь такой в мыслях о судьбах родины…
Поразительно красив и изящен Малый собор, несколько осевший в землю. К сожалению, он был закрыт, и неясно, работает ли вообще. Некогда собор был украшен фресками, среди которых имелось прижизненное изображение Бориса Годунова. Возможно, живопись погибла при капитальной перестройке собора, произведенной в 70-х годах ХVI века. Фрески могли быть уничтожены и раньше, учитывая неприязнь к личности Бориса Годунова, установившееся с момента воцарения дома Романовых - соперников Годунова в борьбе за трон.
В восточной стене монастыря (западная – это там, где мы вошли) мы наткнулись на потрясающие грандиозные горельефы, спасенные в 30-е годы из Храма Христа Спасителя перед взрывом. Глядя на них, понимаешь, почему их не перенесли на новодел – они настолько величественны и здорово сделаны, что даже богатое новорусское убранство нынешнего ХХС не идет ни в какое сравнение с этими несколькими обломками… Горельефы выполнены на библейские сюжеты, рядом с каждым висит табличка с названием, но самым впечатляющим является горельеф «Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар». В северной стене монастыря – по слухам, наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке, но увидеть их нельзя – там закрытая территория.
Церковь стоит на закрытой территории неподалеку от братских келий. Подобраться к ней поближе можно через некрополь, но осторожно – несмотря на то, что это памятник архитектуры, а вовсе не собственность монастыря, стоило мне ступить на асфальт напротив входа в церковь, дабы прочитать, что написано на тамошней табличке, как откуда ни возьмись налетел дяденька в рясе с воплем «здесь нельзя ходить». Не стала спорить – разморило меня на солнышке А вообще эта церковь – фамильная усыпальница Голицыных. У ее стен нашли пристанище также и члены не менее знатной семьи Нарышкиных – странно, конечно, что у них нет собственной усыпальницы – особенно потрясли надгробья младенцев – в виде неоформленных огромных булыжников или приземленных пирамидок.
Если муж еще как-то пытался посмотреть надгробья по максимуму, прочитать, что на них написано, и вообще культурно обогатиться, то я в какой-то момент решила, что хватит с меня прогулки по кладбищу, и устремилась к выходу, возле которого и шлялась, пока мужу надгробья не надоели В заключение прогулки мы посетили Большой собор. Величествен, впечатляющ – резной иконостас в шесть ярусов, много росписи – даже колонны расписаны, обильное золочение. Раньше тут хранилась Донская икона Божьей Матери, работы предположительно Феофана Грека, потом - в Благовещенском соборе Московского Кремля. Сейчас она находится в Третьяковской галерее, где ее и можно лицезреть.
В целом впечатление от посещения Донского монастыря очень положительное, особенно если повезет с погодой. Жителям и особенно гостям столицы – настоятельно рекомендую.
И для дочитавших до конца – шпаргалки.
1591-1593 – Постройка собора, который позднее, после постройки
Большого собора, стал называться Малым
1650 – «Годуновский» монастырь лишен самостоятельности и приписан
к Андреевскому монастырю
1684-1698 – Построен Большой собор (на средства Екатерины Алексеевны,
сестры Петра I)
1686-1711 – Возведены стены и башни монастыря (на средства
дьяка Якова Аверкиевича Кириллова – хорошо жили дьяки, могли себе позволить!)
1713 - построена надвратная церковь Тихвинской Богоматери (на
средства царицы Прасковьи Федоровны и ее дочери, царевны Екатерины Иоанновны)
Середина XVIII века – закончена постройка колокольни (архитекторы
Д. Трезини, Д. В. Ухтомский и А.П. Евлашев)
1771 – чумной бунт в Москве, убит архиепископ Амвросий, похороненный
в Малом соборе
1785 – Малый собор расписан итальянским художником Клауди,
который тогда же расписал университетскую церковь св. муч. Татианы в старом
казаковском Главном здании на Моховой
1812 - драгоценности монастыря были разграблены французами.
Из серебра, отбитого казаками у французов во время их отступления, были изготовлены
новые ризы для икон Донского монастыря.
1918 – храмы и монастырь закрыты
1927 – в монастыре открыт крематорий
1934 – в монастыре открыт музей русской архитектуры
1982 - Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской
Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через
несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого
решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь.
1989 (по др. источникам – 1992) – обретение
мощей патриарха Тихона. Во время ремонта Малого собора была найдена плита с
надписью: «Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея Руси». Пролежав во влажном
склепе 67 лет, мощи почти полностью сохранились. В том же году он был причислен
к лику святых Русской Православной Церкви. Его мощи положены в раке в Большом
соборе Донского монастыря.
Адрес: 117419, г. Москва, Донская площадь, 1
Метро: Шаболовская
Телефон: 954-10-10, 954-48-57, 952-16-46 (дежурный)
Некрополь сб, вс 10-16.
Вход на территорию монастыря и некрополя свободный.
Ю. И. Аренкова, Г. И. Мехова «Донской монастырь», Издательство «Искусство»
Москва 1970
Фотографии из этой прогулки
На главную
Список путешествий
Список фотоальбомов
Написать мне
|